На главную

СВЯТООТЕЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

СБОРНИКИ:

1. Благодать Божия
  • Благодать Божия - основа духовной жизни.Читать.
  • 2. О вере и познании Божием
  • О слепоте человеческой и духовном просвещении.Читать.
  • О вере.Читать.
  • О чтении и слушании слова Божиего.Читать.
  • О познании Божием.Читать.
  • О христианской должности к Богу:
  • - О должном послушании Богу.Читать.
    - О прославлении имени Божия.Читать.
    - О жертве христианской.Читать.
    - О подражании Богу.Читать.
    - О печали ради Бога.Читать.
    3. Создание человека и грехопадение
  • С какой целью Бог создал человека.Читать.
  • Грехопадение.Читать.
  • Состояние грешника.Читать.
  • О познании собственных грехов.Читать.
  • О сердце человеческом.Читать.
  • О немощах и болезнях души.Читать.
  • О некоторых грехах особенно:
  • - О совести.Читать.
    - О необходимости обличения.Читать.
    - О гордости.Читать.
    - О зависти.Читать.
    - О гневе и злобе.Читать.
    - О клевете и осуждении.Читать.
    4. О покаянии и духовном пробуждении.
  • О презрении мира, смерти, суде, муке вечной и жизни вечной:
  • - О муке вечной и о жизни вечной.Читать.
    - О смерти.Читать.
    - О муке вечной и суде Божием. Читать.
    - О вечной жизни.Читать.
    - О презрении мира.Читать.
    - Дивный старец.Читать.
    - Очерк просветленного благодатию внутреннего состояния.Читать.
  • Как Бог призывает грешника на покаяние.Читать.
  • Что есть покаяние.Читать.
  • 5. Спасение во Христе.
  • О Евангельской спасающей вере.Читать.
  • О искуплении.Читать.
  • Как Господь Иисус Христос грешника призывает.Читать.
  • Как Христиане должны принимать Христа.Читать.
  • Всякому ли греху отпущение бывает.Читать.
  • Богомысленное размышление о пресвятых страданиях Господа нашего Иисуса Христа.Читать.
  • Исповедание и благодарение Христу.Читать.
  • О Христианской должности ко Христу Сыну Божиему:
  • - О любви ко Христу.Читать.
    - О почитании страстей Христовых.Читать.
    - О том, чтобы последовать Христу.Читать.
    - Страдания Христовы должны христианина подвигнуть к убеганию от греха.Читать.
  • О спасении в церкви:
  • - Об усыновлении нашем Богу.Читать.
    - О святом Крещении.Читать.
    - О святой Церкви.Читать.
    - О Литургии.Читать.
    - О причащении.Читать.
    - О почитании Божией Матери.Читать.
    6. О духовном возрождении.
  • О плодах покаяния.Читать.
  • О том, что каждый христианин должен показывать плоды веры и нового рождения.Читать.
  • Христианин, верою во Христа оправданный, должен являть плоды правды, как дерево доброе приносит добрые плоды.Читать.
  • О борьбе со страстями:
  • - О памяти Божией.Читать.
    - Страсти как помеха духу возгореться любовию к Богу. Они должны быть изгнаны.Читать.
    - Позволительный гнев.Читать.
    - Разные степени развития страсти: страстные мысли, чувства, желания и действия. Борьба с ними.Читать.
    - Значение молитвы в деле борьбы со страстными помыслами. Примеры.Читать.
    - Выдержки из преподобных Исихия и Пимена о борьбе со страстями.Читать.
  • О духовной жизни:
  • - Никогда не доверять себе.Читать.
    - О надежде на единого Бога.Читать.
    - О духовном руководителе.Читать.
    - Упражнения, способствующие к образованию душевных сил по духу христианской жизни.Читать.
    - О уединении.Читать.
    - О молитве.Читать.
    - Молитвенное правило.Читать.
    - О молитве самим слогаемой. О Иисусовой молитве. О успехе в молитве.Читать.
    - О сердечной теплоте и сухости сердца.Читать.
  • О христианских добродетелях:
  • - О благородстве, достоинстве и красоте души человеческой.Читать.
    - О страхе Божием.Читать.
    - О смирении.Читать.
    - Об узком пути.Читать.
    - О благодарении Богу.Читать.
    - О любви к Богу.Читать.
    - О терпении.Читать.
    - О надежде.Читать.
    - О любви.Читать.
    - О любви к ближнему.Читать.
    - О милости к ближнему.Читать.
    - О прощении согрешений ближнему.Читать.
    - О любви к врагам.Читать.
    - О постоянстве и конечном пребывании в вере.Читать.
    7. О торжестве и славе вечной избранных Божиих.
  • О воскресении христиан.Читать.
  • О втором пришествии Христовом.Читать.
  • О жизни будущего века.Читать.
  • Об узком пути

     

    «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в по­гибель, и многие идут ими; по­тому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и не­многие находят их», — говорит Христос (Мф.7:13-14).

    «В мире будете иметь скорбь», — говорит Христос (Ин 16:33).

    «Многими скорбями надле­жит нам войти в царствие Божие», — говорит апостол (Деян.14:22).

    «Все, желающие жить благо­честиво во Христе Иисусе, бу­дут гонимы. Злые же люди и об­манщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заб­луждаясь» (2Тим.3:12-13).

     Жизнь человеческая есть путь от са­мого часа рождения до часа окончания. Этот путь двоякий — «тесный и пространный». Тесный путь пределом закона Божия огражден и не до­пускает нас ни направо, ни налево уклоняться, и по своей воле скитаться. Пространный путь есть тот, который ограду закона Божиего разрушил и дает свободу по своему изволению бро­дить идущим по нему. Тесный путь окружают скорби, беды, изгна­ния, бесчестия и поругания.

    Пространный все это отвергает и распространяет себя веселостями мира сего. На тесном пути у самого входа стоит крест, и с ним — смирение, самого себя отвержение, терпение, кротость и всякая доб­родетель, внешне презренная и умаленная, но внутри великолепная, как царица, одетая в ризу позлащенную (Пс.44:10). На пространном — самолюбие, а при нем славолюбие, честолюбие, сребролюбие, злоба и всякий грех, внешне сладкий и надменный, но внутри горький и смрадный. «На тесном пути, — говорит свт. Василий Великий, — умерщвление плоти, а на простран­ном — угождение плоти. На тесном — пост, а на пространном — пьянство. На тесном — сле­зы, а на пространном — смех неумеренный. На тесном — молитва, а на пространном — танцы. На тесном — воздыхание, а на пространном — веселье и ликование. На тесном — чистота, а на пространном — блуд» (На Псалом 1).

     На тесном пути Предводитель — Сам Христос, Сын Божий, Крест претерпевший и на Кресте распятый, Который говорит всем, кто хочет быть христианином: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9:23). По этому пути идут и следуют за Ним верные Его, от мира сего и его похотей отрекшиеся, и крест свой взявшие, и за Ним, как Вождем своим и Начальником, смирением, любовью, терпением, кротостью и послушанием следующие. На пространном — миродержец, князь мира сего и тьмы, по этому пути гуляют те, кто миру сему служит, и за ним следуют гордостью и величанием.

     Причины, по которым благочести­вые, идя по пути Христову, скорби терпят, примечаются сии:

    1) Сатана, от ига которого благодатью Божией освободились, брань на них воздвигает, разнообразно искушает их, и так хочет от Хри­ста отторгнуть и опять под свою власть темную покорить. И когда не может того сделать, дела­ет им зло через своих служителей — злых лю­дей. Против них подвизается «змий тот великий, змий древний». Он подвизается против «сохраня­ющих заповеди Божии и имеющих свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:17).

    2) Сатана снова, не в силах сделать ничего Христу, Который царство его темное разрушил, устремляется на рабов Его, и в рабах Господа хочет произвести зло. «Дьявол, — говорит свт. Василий Великий, — не может Самому Богу обиды причинить и на образ Его, то есть на человека, ненависть свою обратил» (Слово в Лакизах).

     3) Тот же злой дух завидует вечному бла­женству и великой славе благочестивых и ста­рается их от этого отторгнуть всякими напас­тями, как позавидовал благополучию праро­дителей наших и низринул их в бедственное состояние (см. Быт.3).

    4) Опять тот же лукавый дух, который не может душ благочестивых искушением повре­дить, старается хотя бы телу их причинить зло, ибо ему, как злобному духу, радость бывает, если какого-нибудь человека, а особенно верного, обидит.

     5) Благочестивые — не от мира сего, но Оте­чество их — небо, поэтому мир их ненавидит и гонит, как не своих. «Если бы вы были от мира, — говорит Христос, — то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15:19). Как море умер­ших животных вон извергает, так мир сей, кото­рый, как море, бедами и напастями волнуется, всякого умершего для всего, что в мире: похоти плотской, похоти очей и гордости житейской (см.1Ин. 2:16), изгоняет.

     6) Добрые со злыми не сообщаются, но зло­бу их обличают святым своим житием, поэто­му злые добрых гонят. Отсюда бывает, что в од­ном доме злой муж добрую жену, злой отец доб­рого сына, злой брат доброго брата, злая сестра добрую сестру ненавидит и гонит. Об этом-то и говорит Христос: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разде­ляться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свек­ровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лк.12:51—53).

     7) Бог попускает на них напасти, чтобы они помнили, что они здесь странники и пришель­цы (Отечество же их не в мире сем, а на небе), и так бы от суеты удалялись. «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр.12:6).

    8) Этими бедами они смиряются, познают немощь свою. Ибо как счастье возносит, так беда смиряет человека и в познание себя приводит.

    9) Так научаются изрядной добродетели тер­пения, которая есть венец благочестия и кото­рой без искушения и скорби научиться нам не­возможно. «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает», — говорит апостол (Рим.5:3—5). «Смотри, — говорит свт. Василий Великий, — к чему скорбь приводит? К упова­нию, которое не посрамит. Немоществуешь? Радуйся, поскольку «кого любит Господь, нака­зывает». Нищ? Веселись, ибо с Лазарем блага наследуешь. Ради Христова имени поношение терпишь? Блажен ты, ибо это поношение для тебя в ангельскую славу обратится» (На Пса­лом 59).

    10) Чем более люди благочестивые здесь бед и искушений терпят, тем более в вечной жизни прославятся. «Немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, ибо Бог испытал их и нашел их достойными Себя. Он испытал их, как золото в горниле и принял их как жертвен­ное всесовершенную. И во время воздаяния им они воссияют, как искры, бегущие по стеблю» (Прем.3:5—7). Тогда они поймут, «что нынешние времен­ные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8:18).

    11) Так они делаются сообразными Хрис­ту, Сыну Божию, как духовные члены Главе, т.е. Тому, Который всякие беды, скорби и стра­дания претерпел ради нашего спасения.

     12) Так познают силу греха, жало смерти (1Кор.15:56), познают, сколь великое зло — грех, который столько бед и напастей на мир навел, да стараются от него беречься.

    13) Так познают гнев Божий против греха и исповедают правду Божию, как Давид говорит: «Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои» (Пс.118:137).

    14) Так научаются познавать самым делом страдание Христово и его дорого и высоко по­читать. Как сладость меда тогда хорошо позна­ем, когда его вкушаем, и горесть бедствий тогда больше чувствуем, когда сами ими будем иску­шены, так и горесть страданий Христовых тог­да лучше познаем, когда сами горести бед и на­пастей вкусим. А от этого научаемся вкусить и видеть, «как благ Господь» (Пс.33:9), Который та­кую чашу горести испил за непотребных рабов Своих!

    15) Беды и скорби подвигают и побужда­ют нас к истинному покаянию, к отвращению от прелести мира и исканию истинного бла­гополучия от Бога, которое никакими бедами не может быть отнято; подвигают к истинной молитве, и проч.

     Поскольку тесный путь тесен и скор­бен, то мало таких, по словам Христовым, ко­торые находят его. Ибо сладости и увеселения мира сего чувствам нашим доступны и плоти нашей угодны. Вечное же блаженство, к кото­рому тесный путь ведет, поскольку не плотски­ми, но душевными очами, верой просвещенны­ми, можно видеть, то не всякий видит его, а только верой просвещенный. А кто не видит его, тот и не ищет его. И скорби терпеть плоти нашей горестно. Поэтому многие, следуя пло­ти страстной и похотливой, оставляют путь тес­ный, и на пространный выходят, и идут по нему, как плоти угодно.

     Тесный путь, хотя и тесен и немногие по нему идут, но в пространство вечного весе­лья и утешения приводит. Пространный, хотя и широк и многие по нему идут, но в тесноту вечных скорбей, печалей и воздыханий вводит. Лазарь, в Евангелии упоминаемый, шел тесным путем болезни и нищеты; но по смерти отне­сен был Ангелами на лоно Авраамово. Напро­тив, богач, о котором там же говорится, «одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно», и нищему и многоболезненно­му Лазарю не хотел милости оказать, но погре­бенный в аду возводит очи свои, будучи в му­ках, и после великого веселья великую скорбь терпит, и после дорогих вина капли воды про­сит, но не получает (см. Лк.16:19—26). Поэтому говорит Христос: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (см. выше).

     Страшен путь этот плоти нашей. Ибо она хочет в пространстве и во всяких увеселе­ниях, доступных чувствам, жить. Она любит, чтобы все ее почитали, хвалили и все ей покло­нялись. Она стремится во всем по воле своей жить. Желающий же на путь узкий войти, дол­жен отречься от всего этого: должен отсечь волю свою; должен оставить прихоти свои; дол­жен не ужасаться бесчестия, поругания, нище­ты, изгнания и прочих неприятностей; не дол­жен помышлять об отмщении, и проч. На все это плоть смотрит, а того не видит, чего чувства понять и разум постигнуть не мо­жет. Как немощный неискушенный боится ле­карства принимать, не зная в нем кроющейся пользы; или как младенцы убегают от бани и плачут, когда матери их моют, поскольку видят только настоящее, а дальнейшего не усматривают, так и немощная плоть наша только на то смотрит, что чувствам доступно, но не ви­дит того, что от чувств удалено. Видит крест и горесть его, но пользы и утешения, горесть ту услаждающих, не видит, поэтому смущается и ужасается. Но чтобы смущение и страх этот уничтожился или уменьшился, желающему узкими вратами войти и тесным путем идти должно не только на видимые, но и на невидимые его об­стоятельства смотреть; обращать рассуждение и внимание не только на одни скорби и беды, которые показывают чувства и тем смущают нас, но и на то, что представляет вера христи­анская. Она представляет нам Бога, как Отца, Кото­рый на чад Своих налагает крест от одной люб­ви, а не от гнева. «Господь, кого любит, того нака­зывает; бьет же всякого сына, которого прини­мает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами» (Евр.12:6-7). Она утешает, что тот же Милосердный Отец присут­ствует и помогает чадам Своим, под крестом находящимся и воздыхающим. «С ним Я в скорби и избавлю его» (Пс.90:15). «Если проходишь через воду, Я с тобою, и реки не покроют тебя, и если сквозь огонь пройдешь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис.63:2). Она указывает на На­чальника и Предводителя Иисуса Христа, Сына Божия, Который путем крестным прежде про­шел, и Своими прекрасными ногами жестокость его умягчил, и следующим за Собой удобным сотворил. Она показывает желаемый конец, к которому крестный путь приводит; она утверж­дает, что после этой горести последует вечная сладость, после временной скорби настанет веч­ная радость и веселье, после временного бесче­стия и поношения воспримет нас вечная слава, после временной смерти будет вечная блажен­ная жизнь — и так горесть креста услаждает или растворяет. Ибо надежда и самые неудобные тру­ды облегчает и горечь услаждает. Это примечаем и в надежде временных благ. Воина надежда победы и славы вызывает на подвиг против неприятеля. Купца надежда бо­гатства поощряет скитаться по чужим странам и принимать всякие беды. Земледельца надеж­да плодов делает трудолюбивым, и он подни­мает труды. Больного надежда здоровья ободря­ет к тому, чтобы принимать горькое и жестокое лечение. Тем более твердая надежда вечных благ подвигнет сердце к тому, чтобы поднять всякое бедствие и злополучие, а притом и всесильную обещает Божию помощь. (Об этом смотри под­робнее в следующем параграфе).

     

     

    Использованные при создании странички книги:
    Тихон Задонский:
    Труды, 5 томов.Читать.
    Феофан Затворник:
    Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться.Читать.
    Путь ко спасению.Читать.
    Начертание христианского нравоучения.Читать.
    Никодим Святогорец:
    Невидимая брань.Читать.
    Вениамин Федченков:
    О Богослужении православеной церкви.Читать.
    Библиотеки в интернете
    Pravmisl.ru
    Церковь.ру
    НИ-КА