На главную

СВЯТООТЕЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

СБОРНИКИ:

1. Благодать Божия
  • Благодать Божия - основа духовной жизни.Читать.
  • 2. О вере и познании Божием
  • О слепоте человеческой и духовном просвещении.Читать.
  • О вере.Читать.
  • О чтении и слушании слова Божиего.Читать.
  • О познании Божием.Читать.
  • О христианской должности к Богу:
  • - О должном послушании Богу.Читать.
    - О прославлении имени Божия.Читать.
    - О жертве христианской.Читать.
    - О подражании Богу.Читать.
    - О печали ради Бога.Читать.
    3. Создание человека и грехопадение
  • С какой целью Бог создал человека.Читать.
  • Грехопадение.Читать.
  • Состояние грешника.Читать.
  • О познании собственных грехов.Читать.
  • О сердце человеческом.Читать.
  • О немощах и болезнях души.Читать.
  • О некоторых грехах особенно:
  • - О совести.Читать.
    - О необходимости обличения.Читать.
    - О гордости.Читать.
    - О зависти.Читать.
    - О гневе и злобе.Читать.
    - О клевете и осуждении.Читать.
    4. О покаянии и духовном пробуждении.
  • О презрении мира, смерти, суде, муке вечной и жизни вечной:
  • - О муке вечной и о жизни вечной.Читать.
    - О смерти.Читать.
    - О муке вечной и суде Божием. Читать.
    - О вечной жизни.Читать.
    - О презрении мира.Читать.
    - Дивный старец.Читать.
    - Очерк просветленного благодатию внутреннего состояния.Читать.
  • Как Бог призывает грешника на покаяние.Читать.
  • Что есть покаяние.Читать.
  • 5. Спасение во Христе.
  • О Евангельской спасающей вере.Читать.
  • О искуплении.Читать.
  • Как Господь Иисус Христос грешника призывает.Читать.
  • Как Христиане должны принимать Христа.Читать.
  • Всякому ли греху отпущение бывает.Читать.
  • Богомысленное размышление о пресвятых страданиях Господа нашего Иисуса Христа.Читать.
  • Исповедание и благодарение Христу.Читать.
  • О Христианской должности ко Христу Сыну Божиему:
  • - О любви ко Христу.Читать.
    - О почитании страстей Христовых.Читать.
    - О том, чтобы последовать Христу.Читать.
    - Страдания Христовы должны христианина подвигнуть к убеганию от греха.Читать.
  • О спасении в церкви:
  • - Об усыновлении нашем Богу.Читать.
    - О святом Крещении.Читать.
    - О святой Церкви.Читать.
    - О Литургии.Читать.
    - О причащении.Читать.
    - О почитании Божией Матери.Читать.
    6. О духовном возрождении.
  • О плодах покаяния.Читать.
  • О том, что каждый христианин должен показывать плоды веры и нового рождения.Читать.
  • Христианин, верою во Христа оправданный, должен являть плоды правды, как дерево доброе приносит добрые плоды.Читать.
  • О борьбе со страстями:
  • - О памяти Божией.Читать.
    - Страсти как помеха духу возгореться любовию к Богу. Они должны быть изгнаны.Читать.
    - Позволительный гнев.Читать.
    - Разные степени развития страсти: страстные мысли, чувства, желания и действия. Борьба с ними.Читать.
    - Значение молитвы в деле борьбы со страстными помыслами. Примеры.Читать.
    - Выдержки из преподобных Исихия и Пимена о борьбе со страстями.Читать.
  • О духовной жизни:
  • - Никогда не доверять себе.Читать.
    - О надежде на единого Бога.Читать.
    - О духовном руководителе.Читать.
    - Упражнения, способствующие к образованию душевных сил по духу христианской жизни.Читать.
    - О уединении.Читать.
    - О молитве.Читать.
    - Молитвенное правило.Читать.
    - О молитве самим слогаемой. О Иисусовой молитве. О успехе в молитве.Читать.
    - О сердечной теплоте и сухости сердца.Читать.
  • О христианских добродетелях:
  • - О благородстве, достоинстве и красоте души человеческой.Читать.
    - О страхе Божием.Читать.
    - О смирении.Читать.
    - Об узком пути.Читать.
    - О благодарении Богу.Читать.
    - О любви к Богу.Читать.
    - О терпении.Читать.
    - О надежде.Читать.
    - О любви.Читать.
    - О любви к ближнему.Читать.
    - О милости к ближнему.Читать.
    - О прощении согрешений ближнему.Читать.
    - О любви к врагам.Читать.
    - О постоянстве и конечном пребывании в вере.Читать.
    7. О торжестве и славе вечной избранных Божиих.
  • О воскресении христиан.Читать.
  • О втором пришествии Христовом.Читать.
  • О жизни будущего века.Читать.
  • О том, что христианин должен верою и любовью следовать Христу

     

    Христос, Сын Божий, Господь наш, живя на земле, не только заслужил нам милость и благословение у Небесного Отца Своего, как выше о том многократно сказано, но и как сло­вом научил, так и делом показал, как нам Богу угождать, свято и по-христиански жить, по­скольку мы не знали сами, в чем то богоугодное житие состоит. Ибо, по свидетельству Свя­того Писания, «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли уразумева­ющий или ищущий Бога. Все уклонились, все ста­ли совершенно негодны: нет делающего добро, нет ни одного» (Пс.13:2—3). Поэтому Сын Божий явился на земле в об­разе человеческом и свято и непорочно пожил между людьми, так что «не сделал никакого гре­ха, и не было лести в устах Его» (1 Петр 2:22). И святое Свое житие подал нам в пример для под­ражания, чтобы на него, как в чистое зеркало, часто посматривали и верою в Него отирали скверны, к душам нашим прилипшие, как го­ворит: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин.13:15). Любовь, сми­рение, терпение, кротость, милосердие и про­чие святого Своего сердца свойства открыл, чтобы и мы делали то же, что в Нем видим, как говорит: «Научитесь от Меня» (Мф.11:29). Пото­му и апостолы святые к подражанию представ­ляют нам житие Христово: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по сле­дам Его» (1 Петр 2:21). И святой Павел говорит: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», и прочее (Флп.2:5 и след.). Примечайте и внимайте, что сотворил Хри­стос Иисус. Он так велик и высок, что нет ни­кого Его больше и выше, ибо Он Бог, но как глубоко Себя ради нас смирил! На этот живой образ смирения взирайте и тому же учитесь. «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе».

    Кто хочет Христу последовать, тому должно прежде от себя отречься. Как хотящему на небо смотреть, дол­жно сперва очи свои отвратить от земли и так на небо смотреть, так и кто хочет Христу, то есть Христову небесному житию последовать, тот должен сперва от себя отречься, и так будет сво­бодно следовать Христу. Ибо как невозможно одновременно и на небо и на землю смотреть, так невозможно и себе и Христу последовать. Причина тому следующая: поскольку мы от природы нашей злы, от грешника Адама греш­никами и грехолюбивыми рождаемся все, то не иное что замышляем, как злое и суетное, а Хри­стос же есть самая чистейшая благостыня и свя­тыня, есть свет, никакой тьме не причастный (Ин.8:12; 1 Ин.1:5), — потому и не можем Ему последовать, пока себя, как злых, не отречем­ся. Потому и Сам Он говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Мф.16:24).

    Порок и противная ему добродетель в едином сердце совместиться не могут, но одно другого изго­няет вон. Когда порок какой из сердца исхо­дит, тогда добродетель тому противная входит. Когда исходит гордость, приходит смирение. Когда отступает злоба, на место ее вступает кро­тость. Когда изгоняется ненависть, зависть, скупость, невоздержание, нечистота, тогда все­ляется любовь, милость, щедролюбие, воздер­жание, целомудрие и прочее. И чем более по­рок в человеке уменьшается, тем более добро­детель тому противная умножается. Чем более в ком гордость убавляется, тем более смирение возрастает. Чем более оскудевает злоба, нена­висть, зависть, скупость, немилосердие, нечи­стота, тем более возрастает кротость, любовь, щедролюбие, милосердие, чистота. Кто хочет последовать Христу, смирению, кротости, тер­пению, любви и прочим Божественным Его нравам, тому должно оставить свою гордость, злобу, мщение, гнев, нетерпение, ненависть, за­висть и прочие ветхого человека душепагубные свойства.

    Спросит кто: «Как же то может быть?» Ответ. Таковым образом то делается. Вос­стает в сердце твоем похоть к нечистоте, блуду и прелюбодеянию? Сердце твое похотствует, а сердце твое — ты сам, ибо сердце человеческое всего человека в себе заключает, и не иное что есть, как сам человек, внутри и вне со всеми своими наклонностями понимаемый. Отрекись от похоти этой злой, и с похотью от себя само­го, похотствующего, отрекись, и последуй чи­стотою и целомудрием пречистому и святых святейшему Христу. Поднимается в сердце тво­ем гордость, и, как змий, главу свою возносит, и хочет тебя угрызть? Отрекись от этой мерзос­ти, «ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:15), — и последуй смиренному Иисусу смирением. Запаляется сердце твое ко гневу, злобе, мщению? Отрекись от того и пос­ледуй кротостью кроткому и незлобивому Аг­нцу, Христу Иисусу. Зачинается в сердце твоем зависть и ненависть, как младенец пагубный от змеиного семени? Отрицайся от того зла, умер­щвляй его внутри тебя и последуй любовью че­ловеколюбцу Сыну Божию. Восстает стыд бес­честия и страх смерти правды ради? Это плоти твоей славолюбивой и немощной свойство. Ободрись верою и духом, отрекись от немощи твоей, воззри на Христа поруганного, обесче­щенного, осмеянного, оплеванного, распято­го за грехи твои, и любовью последуй Ему, тебя ради пострадавшему. Так сперва от себя должно отречься, и так последовать Христу. И сие-то значит «распинать плоть со страстями и похотями» (Галл.5:24), «совлекаться ветхого человека с делами его, и обле­каться в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Кол 3:9—10; Еф.4:22—24).

    В человеке, христианскую веру воспринявшем и святым крещением обновленном, двоякий человек, но противный себе, должен быть: ветхий и новый. Ветхий человек не иное что в нас, как страсти греховные, с нами родившие­ся и ко греху нас склоняющие. Новый же есть вера живая с плодами своими, подвизающаяся против ветхого человека, в страстях и похотях тлеющего, и этого подвига от всякого христиа­нина вера христианская требует. И в ком тако­го подвига нет, в том только один ветхий чело­век имеется, следовательно, и веры нет, кото­рая обновляет человека и подвизается против греха.

    Представь себе образ и нрав обоих — вет­хого Адама и Христа, нас ради бывшего чело­веком, и рассуди прилежно: кому лучше пос­ледовать? Гордость, высокоумие, зависть, зло­ба, нечистота, срамословие, обжорство, хищение, лукавство, лесть, ложь и прочие мерзости — это ветхого Адама свойства. Та­ковая мерзость в ветхом человеке кроется, и при случае подобными себе плодами себя показы­вает. Сам ты, в ближнем твоем видя нрав сей, гнушаешься им, хотя и в своем сердце тот же нрав имеешь.

    Обрати те­перь очи сердца своего на Христов нрав, кото­рый живо описывает нам святое Его Евангелие. В Нем является горячая любовь, объемлющая объятиями своими всех, друзей и врагов, серд­це, жаждущее всем спасения, смирение глубо­чайшее, кротость и долготерпение к хулителям, святыня чище света, благосклонность к прося­щим, милосердие к бедным, сострадание к страждущим, милость к грешникам, благость и снисхождение ко всем. Хотим Бога Отца Не­бесного видеть? Во Христе Его видим. Хотим Божественный Его нрав познать, как щедр, милостив, долготерпелив и многомилостив, как жаждет нашего спасения? Во Христе, Едино­родном Сыне Его, познаем. Это тебе о Спаси­теле нашем предлагаю, христианин, не для того, дабы хвалить Его, — выше Он нашей хвалы, Которого хвалят небесные силы, и солнце не требует доказательства к своему свету, — но что­бы представить тебе Божественный Его и пре­благой нрав, который сам собою влечет и при­влекать должен сердца наши к любви и подра­жанию Ему, и так бы, оставив ветхого человека мерзость, последовать Ему возмог ты верою и любовью. На эту Божественную доброту должно ве­рою взирать нам, и, как в зеркало взирая, оти­раем на лице пороки, — смотря на ту, омывать грехи и пороки, к душам нашим прилипшие, покаянием, отвержением своего злонравия и так с помощью Его обновляться в нового человека.

    Посматривай в сие зеркало чаще и познавай, какова душа твоя, хочет ли она то, что Христос хочет, и делает ли она то, что Христос делал, живя на земле; и что про­тивное житию Христову увидишь в ней, все то, как пороки, очищай покаянием и сокру­шением сердца. Христос Господь честь, славу и богатство презрел в мире этом, хотя и все мог иметь, как Господь всех, — ты не ищешь ли чести, богат­ства и славы в мире этом? Христос в смире­нии жил на земле, — ты не живешь ли в гор­дости и пышности? Христос ко всем любя­щим и милосердным был, — ты не ненави­дишь ли и не злобствуешь ли на подобных те­бе людей? Христос, будучи укоряем, никого не укорял, — ты не укоряешь ли человека, ко­торый тебя как-нибудь укорит, и, что горше того, не укоряешь ли такого, который ни в чем тебя не укорит: ты, мол, такой-то, ты плут, ты мот, ты вор, и прочее? Христос ко всем хулителям кроток был, — ты не хулишь ли хулящих тебя? Христос никому не мстил, хотя и всех своих врагов в мгновение ока мог погубить, — ты не мстишь ли за обиду свою? Христос все претерпел, — ты не ропщешь ли и не хулишь ли в бедствии и страдании, слу­чающемся с тобой? Так сравнивай свою душу с Христовым житием, и как лицо перед зеркалом поставля­ешь, поставляй душу твою пред зеркалом не­порочного жития Христова; и что противное тому усмотришь, всяким образом старайся исправить, и примеру Его последовать. Если так будешь делать, то я уверяю тебя, что день ото дня лучшим будешь. Ибо невозможно не исправиться тому, кто часто в сие беспороч­ное зеркало смотрит. Воистину должен после­довать за Христом тот, кто в вечной жизни с Ним быть хочет. Надо в нынешней жизни быть сообраз­ным Христу тому, кто там хочет быть Ему со­образен во славе.

    +++

    • о Царе Небесном ангел Его, плотью обложен­ный, свидетельствовал. Святой Иоанн еван­гелист говорит: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Бо­жий, Который берет на Себя грех мира», и про­чее (Ин 1:29). Видишь: 1) Называет его не Судией, судящим мир, хотя Он и есть Судия, но Агнцем Божиим, бе­рущим на Себя грехи мира, то есть свидетель­ствует людям, что Он пришел в мир не судить грешников за грехи, но взять их грехи, как и Сам о Себе сказал Сын Божий: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3:17). Согласно этому и апостол Его написал: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим 1:15). Отсюда почерпнем утешение себе, греш­ники, что Царь Небесный пришел к нам на землю, как Агнец, взять грехи наши, а не как Судия, судить нас за грехи. Благодарим Его за человеколюбие Его. Да последуем и мы Ему, как Агнцу кроткому, и да будем к ближним нашим незлобивыми: будем молчать пред ху­лящими нас и обижающими нас, как агнцы пред стригущими их безгласны. Тогда возьмет Он нас на плечи Свои, как Пастырь, и прине­сет к Отцу Своему. 2) Видим, что один Он берет на Себя гре­хи всего мира, но берет грехи тех, которые ка­ются истинно, и перестают грехи ко грехам прилагать, и к Нему с верой прибегают, и про­сят отпущения грехов, — тем Он отпускает грехи. Покаемся же и мы, перестанем грехи собирать и ими, как долгами, себя обреме­нять, и приступим к Агнцу Сему, чтобы и на­ше бремя Он взял и облегчил нас, дабы, осво­бодившись от бремени грехов, удобно благо­датью Его вошли мы в отечество небесное. 3) Надо нам помнить и другое слово Пред­течи, которое он о Христе сказал: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» (Лк 3:17). И еще: «Всякое де­рево, не приносящее доброго плода, срубают и бро­сают в огонь» (Мф.3:10). В первом пришествии, как Агнец, пришел Христос взять грехи, но во втором придет, как Судия, судить за грехи не-покаявшихся. Тогда Он покажет правду Свою, как Судия праведный, и, как лопатой пшеница от плевел разделяется, так судом Своим разделит праведных от грешных, и праведных, как пшеницу в житницу, в небес­ное царствие соберет, и прочее (Мф.25:34), а грешных, как плевелы негодные, сожжет ог­нем неугасающим, и прочее (Мф.25:41; 13:42). 4) Итак, запечатлеем и углубим в памяти нашей, возлюбленный брат, что Иисус ныне к грешникам, обращающимся к Нему, и каю­щимся с сокрушенной мыслью, и просящим у Него прощения, есть как Агнец незлобивый, отъемлющий грехи их, но тогда, то есть в день суда, будет как Судия, воздающий всем по де­лам их. Ныне, как Агнец Божий, заглаживает Кровью Своей грехи кающимся, но тогда Он же будет как Судия и мститель для грешников непокаявшихся.

     

    +++

    Как только вышел Господь наш Иисус на проповедь святого Евангелия Свое­го, которое от Небесного Своего Отца принес, и начал его проповедовать, видим, что: Собрал Себе двенадцать учеников из самого низшего сословия, простых и негра­мотных людей, которых апостолами назвал.

    Собрал не нуждой, не принуждал нико­го из них идти за Собой, не повелевал им, хо­тя и мог, как Господь, но призывал их, говоря каждому из них: «Иди за Мною», — и шли охот­но за Ним, и ходили за Ним как ногами, так и сердцами. Зовет и нас ныне идти за Собой и последовать Ему верой, смирением, любовью и терпением. Последуем же Господу нашему, ради нас на земле явившемуся и по земле хо­дившему. Оставим все мирское миру, и после­дуем Ему, и будем как словом, так и делом христианами, то есть Его учениками. Ибо христианин — это Христов ученик.

    С этими Своими святыми учениками с места на место, из города в город, и из селе­ния в селение переходил, трудился, пропове­довал Евангелие царствия, сеял спасительное семя Слова Божия, насаждал веру в сердцах человеческих и творил преславные чудеса: прокаженных очищал, слепых просвещал, мертвых воскрешал, и прочие предивные дела творил, как видим во святом Его Евангелии. Так разрушал царство сатаны и из его темной власти восхищал людей Своих, которыми он лукавством своим завладел было. Блаженны видевшие, как Бог, под плотью сокровенный, ходил по земле, и с места на места переходил, и трудился ради убогих наших душ. Ангелы на это с небес смотрели, и удивлялись тому, и прославляли благость Его. Будем же и мы, возлюбленный, всегда душевными очами взирать на время то, в которое Бог стопами Своими по земле ходил и Всемогущий утруж­дался нас ради, грешных. О, как блаженно то время, в которое Солнце правды на земле обращалось и лучи Свои распространяло на сидящих во тьме! «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф.4:16). Сколь блаженны очи, видев­шие Свет сей, видевшие Царя Небесного, хо­дившего по земле, и уши, слышавшие слова из уст Божиих! Тело человеческое показывало человека, но слова и дела показывали Бога, во плоти таившегося. «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек», как Иисус (Ин 7:46). «Никогда не бывало такого явления в Израиле» (Мф.9:33), поскольку никогда прежде того времени не было Царя Небесного на земле.

    Народ, видя преславные Его чудеса и слыша небесное и сладкое его учение, весьма удивлялся и великими толпами за Ним ходил, иные, чтобы исцеление от Него получить, иные, желая святое учение Его послушать. Познали овцы Пастыря своего, ибо, хотя и думали о Нем как о человеке, но из дел и слов Его видели, что Он Выше человека. Хотя и со­крыл величество Свое под смиренной пло­тью, но делами и учением приоткрывал Боже­ство, подобно тому, как солнце, хотя бы и спряталось, но через лучи себя показывает.

    Апостолы святые, как неотступные Его последователи, все Его божественные дела, святое Его житие и непорочные нравы виде­ли, и все Его небесное учение слышали, и так сделались очевидцами и Его свидетелями, и свидетельствовали о Нем потом по всей все­ленной, по слову Его: «И будете Мне свидете­лями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8). «А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамения­ми. Аминь» (Мк.16:20). Слава Богу, что и до нас, недостойных, до­шло свидетельство тех очевидцев.

    +++

    Что означают слова Христа Господа: «Лиси­цы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить го­лову» (Мф.8:20)? Ответ:

    1) Христос Господь наш этими словами представляет нам крайнюю Свою нищету, ибо настолько он беден был, что и дома собствен­ного Своего не имел, где бы голову Свою мог приклонить.

    2) Смотри, как ради нас обнищал Тот, Ко­торому принадлежит вся земля и все, что на­полняет ее, — не имел даже, где голову при­клонить. О, чудо! Тот, у Которого в руке все концы земли, и небо престол, и земля подно­жие, так обнищал, что не имел, где голову при­клонить. Эту нищету представляет нам Его апостол: «Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор 8:9). Своей нищетой милостивый наш Иисус нас, нищих, обогащает.

    3) Мы все хотим в мире этом быть бога­тыми, в богатых домах и в славе жить, не по­мышляя о том, что мы здесь — странники и пришельцы, как и отцы наши, и все на этой чужой земле оставим, но Господь наш, хотя и все мог иметь, как Господь всего, однако же от всего отрекся. Он ради нас обнищал, а мы хо­тим обогащаться, и не хотим самовольной Его святой нищете подражать, даже ради се­бя. И тем самым показываем, что далеко от пути Его отстоим. Чему Его нищета учит нас, разве не тому, чтобы все богатство и славу мира сего прези­рать? — Чему Он и словом учил: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истреб­ляют и где воры подкапывают и крадут» (Мф.6:19).

    +++

    Господь сказал: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы по­служить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28), — что это значит? Ответ.

    1) Сын Божий здесь называет Себя Сыном человеческим как из любви к роду человечес­кому, так и от смирения. Как уподобиться нам из любви, так и называться подобным нам благоволил. И как читаем в Евангелии Его, более называл Себя Сыном человеческим, нежели Сыном Божиим. Смотри, каково смирение и любовь Сына Божия к нам! Слава Возлюбившему нас и Смирившемуся ради нас.

    2) Видим здесь, что Он как в человеческом и рабском образе пришел, так и служить лю­дям не отрекался, и говорил ученикам Своим: «Аз посреди вас, как служащий» (Лк 22:27). По­тому и ноги умыть у них не постыдился (Ин 13:5). Примечай, возлюбленный, как Господь наш ради нашего спасения смирился. Тот, у Которого ремень обуви развязать недостой­ным себя почитал великий Иоанн, Которому Ангелы со страхом и раболепно служат, — служить людям, рабам Своим, и им ноги умыть благоволил. О, чудо! О, зерцало смирения! Смотрел на это Отец Небесный с небес и благоволил о том. Смотрели Ангелы Его и удивлялись тому. Видим и мы ныне верою и поклоняемся сми­рению Его.

    1. Таким смирением Своим учит нас Гос­подь наш смирению и говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29). И еще: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и пра­вильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин 13:12-15).

    Воззрим на этот живой образ смирения и последуем Ему. Посмотрим в это зеркало и очистим себя от гордости нашей. Не посты­димся таким же людям, таким же рабам, та­ким же грешникам, как и мы сами, послужить и покориться, видя, как Господь рабам Своим служить не постыдился. Запечатлеем, возлюбленный, этот образ на сердцах наших, чтобы изгнать из них бе­совскую гордость. Нет ничего выше смирения, и нет ничего подлее гордыни. Смирение возносит, а гордость смиряет. Смирением лю­ди возносятся, а гордостью смиряются. Сми­рением из грешников праведниками делают­ся, а гордостью из праведников грешниками. Смирение и Богу благоприятно, и людям лю­безно. Научимся же смирению, дабы Бог при­зрел на нас и оправдал нас. О, Иисусе! Подай нам смирение.

    Не смотрел на Свое величество, но служение рабское и самое унизительное совершил: «встал» с трапезы, «снял с Себя верх­нюю одежду и, взяв полотенце, препоясался, и влил воды в умывальницу» и, склонялся, встав на колени, и принимался руками Своими омы­вать ноги рабов своих, и отирал их. Петр, помышляя, что дело сие есть последнейшее, и устыдившись чести Лица Учи­теля и Господа своего, Который таким раб­ским делом не погнушался, пришел в великое удивление и некоторое негодование, и пото­му каких только слов не произносил и каких отговорок не делал, как ни старался, чтобы ему ноги не умывал Господь его и Учитель! «Господи! Тебе ли умывать ноги мои? Не умоешь ног моих вовек». Последуем же и мы за Иису­сом и пойдем низким путем смирения, дабы прийти к Нему и увидеть Его лицом к лицу, царствующим во славе Своей, и с Ним быть вовеки. Низок путь смирения, но в высокое отечество — небо ведет.

    +++

    Почему Господь говорит прокаженному, которого исцелил: «Смотри, никому не сказы­вай» (Мф.8:4), — что это означает? Ответ.

    1) И здесь смирение Иисусово представ­ляется нам. Исцелял немощных силой Своей, но славы человеческой избегал, как говорит: «Не принимаю славы от человеков» (Ин 5:41). Избегал славы Тот, Которому единому слава подобает, делал благодеяние, но хвалить Себя запрещал. Ибо не пришел на землю, чтобы хвалиться и прославляться, но чтобы сми­риться и спасти нас. Славу всю воздавал Не­бесному Своему Отцу, хотя и Сам был и есть Единородный и единосущный Сын Его, но под смиренной плотью был тогда сокровен. Он хотел не человеческими языками просла­виться, но Крестом. Одного того искал, чтобы люди веровали в Него как пришедшего Мес­сию и так бы спаслись. У Него то желание и старание было, дабы через Него познался и прославлялся людьми Отец Его Небесный. Да будет слава Ему о сем со Отцом и Святым Его Духом и от нас, грешных.

    2) Бог не на внешние дела смотрит, но на сердце человеческое, с каким сердцем и для какой цели дела творятся, и так по тому и су­дит. Бог начало и источник всякого добра, и потому Ему единому подобает слава и хва­ла за добро. Когда же человек за добро славы и похвалы себе желает и ищет, то себя, как идола, поставляет на том месте, где подобало бы Богу быть, и хочет, чтобы его, как идола, хвалили и прославляли, вместо Бога. Поэто­му отступает от Бога сердцем своим и себя боготворит, хотя того и не замечает. Ибо чем человеку хвалиться, который кроме грехов и немощи ничего не имеет? Разве что грехами? Но какая это похвала?! Это не похвала, а по­ношение. Видишь, какой яд сатанинский в тщесла­вии скрывается. Все, какие ни творит дела человек, тщеславие в одну мерзость и запус­тение обращает, подобно тому, как море все втекающие в него реки в сплошную соленость обращает. Это скверна духовная, которая нас пред Богом мерзкими творит. И настолько скрыт этот порок, насколько мерзок. От чув­ственных идолов и от прочих грехов удобно можем беречься, так как видим их, но от сего идола, который в сердце нашем гнездится, с великой неудобностью оберегается человек. Так сокровенно имеется он в сердце челове­ческом. Постараемся осматривать себя и в добрых делах наших, дабы не были они негодными пред Богом, и мы бы с ними непотребными не явились. Все, что ни творим, да будет во славу Божию и пользу ближнего нашего. Доб­рое дело от цели познается, а не от самого де­ла. Если цель добрая у доброго дела, то и дело доброе, а если цель злая, то и дело порочится, хотя бы и добрым казалось. Но надо сердце прежде исправить, чтобы о славе Божией, а не о своей замышляло, и о пользе ближнего; и тогда от правого сердца, как от доброго дере­ва добрые плоды, добрые дела происходить будут. Иисус, зерцало всех добродетелей и Помощник всем воздыхающим к Нему, да по­может нам.

     

     

    +++

    Что означают слова Спасителя нашего: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколь­ко раз хотел Я собрать детей твоих, как пти­ца собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф.23:37)? Ответ.

    1) Повторение слова: «Иерусалим, Иеруса­лим», означает великую любовь и сожаление Спасителя к городу сему, который Он хотел и старался всяким образом обратить к Богу, но который не восхотел того и все старание Его отринул. Поэтому плачевный глас, от любви сильной происходящий, обращает к нему и говорит: «Иерусалим, Иерусалим», и прочее.

    2) Из этого видим, какую и насколько го­рячую любовь имеет Бог к роду человеческо­му, как хочет и как бы алчет и жаждет спасе­ния его. Господь уподобляет здесь Себя пти­це. Всякому известно, как птица малых своих птенцов любит, как хранит их, как печется, чтобы хищные птицы не похитили их, как кричит, когда видит находящую на них на­пасть, как во время бури и стужи собирает их под крылья свои и согревает их, как старается напитать их. Сама бедствует и страждет, толь­ко чтобы детей своих сохранить. Так Бог милосердный и благой печется о нашем спасении. Создал нас из любви по об­разу и по подобию Своему, но мы погибли. Тогда подал нам Святое слово Свое и через него нас призывает к Себе; устрашает приме­рами казнь пострадавших, и геенной; привле­кает милостивыми Своими обещаниями, что­бы обратились и пришли к Нему. Послал к нам пророков Своих, после и Сам пришел взыскать и спасти нас, погибших. И апосто­лов послал к нам и повелел им увещать и мо­лить нас, чтобы мы обратились и примири­лись с Ним. Возбуждает учителей и пастырей к наставлению, просвещению и исправлению нашему. Подает пищу, питье, одежду и уте­шение; повелевает солнцу Своему сиять для нас и дожди нам посылает. Наказывает нас, чтобы, как бы от сна, от греха пробудившись, покаялись, и так спаслись; и прочие бесчис­ленные для спасения нашего изобретает сред­ства. Так хочет нас, как птица, под крылья благости Своей собрать и вознести в вечные кровы отечества небесного.

    О, горячая любовь! О, огонь, который ни­когда не угасает, но всегда горит и согревает нас! «Иерусалим, Иерусалим, избивающий про­роков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» Дал им закон Свой, и не хотели хранить его. Явил им имя Свое знаменьями и чудеса­ми различными: извел из Египта, из дома раб­ства, и провел пустыней; поразил пред ними народы многие и избил царей крепких; из­гнал народы из земли обетованной и поселил их. И так в познание Себя и милости и благо­воления Своего о них проводил их. Но не хо­тели Бога отцов своих познать, а обратились к идолам — делу рук человеческих. И тогда не оставил их Бог: послал пророков к ним, и из­били их; и опять послал, и опять избили. Что еще было делать человеколюбцу Богу? Сам подвигнулся, Сам пришел, пророков избиенных Господь. Сам увещевал, Сам трудился и старался обратить их, но не восхотели. Видишь, сколько средств ко спасению на­шему изобретает Господь. Воистину дивна Божия благость! Поэтому скоро принимает обращающихся, и прощает, и милости Своей сподобляет.

    3) Видишь, каким дорогим почитает спа­сение наше Господь, как печется о нас Господь наш: Сам пришел собрать нас под крылья бла­гости Своей. Горе нам, если мы не хотим и не печемся о себе, и не спешим прибегнуть и со­крыться под кровом крыльев Его, как Иудеи не хотели.

    4) Видишь, как любит Господь наш спасе­ние наше и печется о нем. Должно и нам лю­бить славу и честь имени Его, и искать ее во всяких делах наших, и наблюдать в деле, сло­ве и помышлении. Он спасения нашего ищет и вечной славы для нас, — поищем и мы сла­вы и чести имени Господа нашего! Он хочет Себе присвоить нас, — пожелаем и мы Его единого, и кроме Него ничего, ни на земле, ни на небесах! Да будет Он един уделом на­шим вовеки!

    5) Печется Господь наш о нас, — попечем­ся и мы друг о друге и поищем друг другу спа­сения: иной советом, иной наставлением, иной молитвой, иной иным, да будем истин­ными членами тела Его духовного, ибо члены телесные друг о друге пекутся и друг друга бе­регут. Сатана и бесы его, все согласно воору­жаются на нас и хотят нас погубить, ибо это их дело и тщание. Воспротивимся же и мы им единодушно и станем друг за друга, чтобы быть крепче и одолеть их. «Господь Сил с нами, заступник наш Бог Иакова».

    6) Такое Господа нашего попечение о нас да подвигнет пастырей, и поощрит к бдению о стаде Христовом, чтобы от волков тех хранить его. Ибо на то и поставляются пастыри, — что­бы пасти. Господь, пастырей Начальник, да поможет им.

    7) Послушаем, что далее, после жалост­ных тех слов, говорит иудеям Господь: «Се, ос­тавляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:38). Хо­тел их собрать под крылья защиты Своей и спасения премилосердный Иисус, но не хоте­ли. Потому и остались в запустении и заблуж­дении и погибели, как и были. Без Иисуса нет никому спасения; всякий подлежит вечному осуждению, кого Иисус не защитит. Ибо «гнев Божий пребывает на нем» (Ин 3:36). Прибегнем, возлюбленный, верой ко Ии­сусу, дабы покрыл нас кровом крыльев Своих от грядущего гнева. Прибегнем, пока зовет и обещает нам милость Свою, дабы и нам не сказал Он: «Се, оставляется вам дом ваш пуст». Тот же Иисус, Который ныне зовет к Себе всех, в день суда отошлет от Себя тех, кто не захотел к Нему прийти: «Идите от Меня, про­клятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Страшно слово сие: «идите от Меня», — страшно и идти в огонь вечный. О, Иисусе! Не допусти нас до того. Поминай это слово, возлюбленный, и обо мне молись.

    +++

    Книжники и фарисеи, кото­рые особенно противились Ему, роптали и укоряли Господа, говоря: «Он принимает греш­ников и ест с ними» (Лк 15:2). И еще: «Он зашел к грешному человеку» (Лк 19:7). И еще «сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» — и прочее. Но Господь им кротко ответствовал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведни­ков, но грешников к покаянию» (Мф.9:11-13). Видим мы здесь:

    1) Как ради нас пришел в мир Господь наш, так ради нас роптание и укорение пре­терпел от врагов Своих. Нас совесть наша и враги наши демоны как преступников закона Божия укоряли, а Христос Господь наш пре­терпел укорение неправедное, чтобы нас из­бавить от того укорения. Слава милосердию Его и долготерпению!

    2) Господь наш укоряем был, но Сам не укорял. Этим Он учит нас кротко и терпеливо с врагами нашими обходиться, укоряющих не укорять и злословящих не злословить, но или молчать, или без гнева и с кротостью правед­но отвечать. Если Господь наш, будучи без­грешным, в ответ на укорение не укорял, то тем более мы, рабы Его и грешники, так по­ступать и Господу нашему подражать должны.

    3) Видим, как благосклонен был Господь наш к грешникам: будучи «един свят» и праве­ден, обращался между грешниками и видел совесть каждого, что у кого в сердце было и какие грехи каждый имел: «И не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин 2:25). Однако ни­кого не посрамил, и не обличил, и не осудил. Мы, хотя и сами грешные и всяким грехам подлежим, однако же часто укоряем, и обли­чаем, и судим: «ты такой и сякой», — гово­рим. Господь так не поступал, хотя и безгре­шен был. Ибо пришел не судить и обличать, но спасти нас, и даже на явную грешницу, «взя­тую в прелюбодеянии» и приведенную к Нему обличителями, не хотел суда произнести, но сказал только ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин 8:11).

    4) Из приведенного слова Божия: «Милос­ти хочу, а не жертвы», — видим, что Богу наи­более приятно, а именно, — милость, оказы­ваемая нами ближнему. Не отвергает Бог и жертвы, но всякой жертве предпочитает ми­лость, ближнему творимую, так как Сам ми­лостив. Поэтому, кто творит милость ближне­му, тот подражает Ему и так приносит Ему жертву, которая лучше всякой другой жертвы. Ибо ничто так Богу не приятно, как подража­ние Ему (милосердием). Поэтому Христос го­ворит: «Будьте милосерды, как и Отец ваш ми­лосерд» (Лк 6:36). И апостол увещевает нас: «Не забывайте также благотворения и общитель­ности (т. е. подаяния, милостыни), ибо тако­вые жертвы благоугодны Богу» (Евр.13:16). Богу приятнее услышать и принять мило­стыню, ближнему творимую, нежели молит­ву, песнь и хвалу, Ему приносимую. Да и что может молитва без милостыни? Она подобна голосу без силы. Милостыня сама собой мо­лится более, нежели все люди. Без милости нашей к ближнему все наши дела негодны, как дерево без плодов. Нет же большей мило­сти, как грешника увещать и обратить на путь покаяния. Поэтому Христос, Господь наш, ра­ди нас и в мир пришел, и обращался с греш­никами, чтобы их обратить на путь истинный, и нас примером Своим учит, что и все христи­ане, и особенно пастыри, которые на то и из­бираются, должны делать, чтобы быть едины­ми духом и мыслью со Христом: В них «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп.2:5). Рассуждай об этом, возлюбленный, и ста­райся таким (милостивым) быть по отноше­нию к ближнему твоему, каким ты Бога по от­ношению к себе (видишь) и хочешь иметь. Иными словами, будь милостив к брату твое­му, если хочешь, чтобы Бог был к тебе милос­тив. Прощай ему все грехи его, если хочешь от Бога прощение грехов твоих получить. За­боться о спасении его так, как о своем забо­тишься. Это есть дух христианский. Это есть истинного христианина знамение — делать ближнему своему то, чего себе хочешь. Этому закон, пророки и апостолы, и Сам закона, пророков и апостолов Господь учит.

    5) Из слов Господних: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию», — видим, какова цель пришествия Христова в мир, а именно, — призвать нас к покаянию. Все мы заблудились от пути истины. Пленил нас враг наш сатана, и отвел нас от Бога ис­тинного, и в беспутье ввергнул, и уязвил нас, как разбойник, и лежали на пути еле живые, и не мог нас ни закон, ни левиты, ни пророки исцелить. Все мы, как один человек, от восто­ка до запада, лежали уязвленными врагом тем, и ни от кого исцеления получить не мог­ли, ни от закона, ни от священников, ни от левитов. Все они, видя нашу язву неисцельную, — все мимо прошли, и оставили нас, и ни в чем не помогли нам. Сам же пророков и закона и левитов Господь, Сын Божий, Царь и Царев Сын, возлюбленный Иисус, не от Са­марии, но от Марии Девы происшедший, пришел к нам и, видев нас, милосердовал о нас, и предложил нам врачевство — покая­ние, говоря: «Покайтесь». Я вас «пришел взыс­кать и спасти». Оставьте прежнюю вашу жизнь, обратитесь, перемените себя, и вра­чевство у Меня вам готово: «Омойтесь, очис­титесь; удалите злые деяния ваши от очей Мо­их; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, и прочее. Если будут грехи ваши, как ба­гряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис.1:16-18).

    8) Поминай Господа Иисуса. Христос, Ко­торый языками человеческими укоряем был, явится во славе Своей в последний день, и Тот, Который к грешникам пришел, придет со всеми чистыми Ангелами Своими, и Тот, Ко­торый с грешниками ел и пил, сядет на пре­столе славы Своей, и Тот, Который призвал грешников к покаянию, призовет на суд всех грешников. Близок же день тот, и уже ближе сегодня, нежели вчера был: «Господь вовек пре­бывает. Приготовил Он для суда престол Свой» (Пс.9:8). 9) От слов: «Я пришел призвать не праведни­ков, но грешников к покаянию», — грешникам кающимся утешение проистекает. Христос не ради праведников, но ради грешников при­шел — призвать их к покаянию. Когда в гре­хах каемся и на пути покаяния находимся, то будем помнить и то, что апостол утешительно написал: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим 1:15). И Сам Сын Божий сказал: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19:10). Итак, стой, кре­пись, мужайся, и да крепится сердце твое, так как и тебя Он пришел призвать на покаяние, пришел взыскать и спасти, потому что и ты один из погибших и грешников, которых Он пришел взыскать и спасти. И Он лицеприя­тия не имеет, Он всех кающихся милует и спа­сает, ибо на то и пришел.

    +++

    Представляет нам святое Его Евангелие иные многие хулы и поношения, языками фа­рисейскими и иудейскими на Господа нашего произнесенные, как-то: «Он богохульствует» (Мф.9:3); «не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?»(Ин 8:48); «Он одержим бесом и безумствует» (Ин 10:20), и прочее.

    Как Иисус Сын Божий, Спаситель наш, претерпел все укорения, поношения, досаж­дения, порицания и хуления, от иудеев нано­симые Ему, видел ты несколько, однако я тебе еще о том представляю, чтобы ты познал, ка­ковы были кротость, терпение, благость, че­ловеколюбие и смирение Иисуса Искупителя нашего, и чтобы у меня, пишущего, и у тебя, слышащего, вообразился в уме прекрасный образ добра. О, когда бы и в душе нашей изо­бразился сей образ божественный!

    Нигде не видим, чтобы Он врагов Сво­их, укоряющих и хулящих Его, укорял: «Будучи укоряем, Он не укорял взаимно» (1 Петр 2:23), — говорит о Нем апостол Его. Мы, хотя и злые, и грешные, и подлинно достойные укорения, когда нас укорит кто, или похулит, тотчас от­ражаем укорение укорением, как стрелу стре­лой: «сам такой», или: «ты лжешь»; или уст­ремляемся на него руками нашими, или на суд влечем его, или злобой снедаемся на него и хотим сторицей отомстить ему. Такой гнев кроется в сердце нашем. Христос, Господь наш, не так поступал: никогда не сотворил то­го врагам Своим. Все с великой кротостью претерпел. Из этого видим, сколь дивная кро­тость в божественном сердце Его была.

    Не только не укорял и не мстил никому, хотя мог и словом и жестом всякого поразить, но еще и сожалел о погибели врагов Своих. Потому и плакал о врагах Своих нераскаян­ных и ожесточенных: «Смотря на него (Иеруса­лим, враждебный Ему), заплакал о нем и ска­зал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и ок­ружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разо­рят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не ос­тавят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк 19:41-44).

    О, сердце, любовью ко врагам горящее!

    О, слезы, текущие из-за погибели врагов!

    О, плач над врагами погибающими!

    О, Иисусе, вечная любовь!

    Дай нам сердце такое, сердце, болезнующее о погибели вра­гов и радующееся о блаженстве их. Многие из христиан, видя, что враги их впали в беду какую, или сами их по желанию своему уязвив, радуются и говорят: теперь дух мой успокоился. Почему успокоился дух? Вот, мол, враг мой страждет!.. Успокоился дух, но это дух неприязни, который о погибе­ли нашей радуется и о блаженстве сетует. Не так поступал Христос, не так: Он о погибели врагов Своих слезы проливает. Поэтому тако­вые христиане не Христовы, хотя и христиа­нами называются, потому что духа Христова не имеют. «Если же кто Духа Христова не име­ет, тот и не Его» (Рим 8:9). Ибо Дух Христов и над врагами умилостивляется.

    Так терпя, и кротко поступая со врагами Своими, и жалея о погибели их, человеколю­бец Иисус не о чести Своей, ими пренебрегаемой, беспокоился, но о спасении их усердно старался. Поэтому различно их к покаянию приводил, представляя им Божие милосер­дие, столько крат им явленное и ими всегда пренебрегаемое, и устрашая их Божиим су­дом, неминуемым для непокаявшихся. Видим благость, человеколюбие, терпе­ние и кротость Иисуса! Видим, что Он делом показал то, что словом сказал о Себе: «Сын Че­ловеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19:10). «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк 9:56). Отсю­да мы все учимся последовать Христу, если хотим Христовыми быть: пастыри с людьми своими поступать, как пастыри, а не как му­чители, врагов своих к покаянию приводить, а не мстить, о неисправлении их жалеть, а не радоваться; люди прочие — друг другу с крото­стью терпеть, а не укорять и не мстить, о ис­правлении врагов своих и спасении их старать­ся, а не об озлоблении их. Ибо так заповедал нам, о христиане, Христос наш: «Я дал вам при­мер, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (вам, людям, Господь и Учитель ваш). Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Ин.13:15; Флп.2:5). Изменим себя, возлюбленный, и исправим стопы наши, и да последуем стопам смиренно­го, кроткого и человеколюбивого Иисуса. Пристанем к воинам Его, которые под знаме­нем Креста Его воинствуют, и последуют Ему верою, кротостью, смирением и терпением, да и нас к Отцу Своему Небесному приведет в страну, в которой жилище веселящихся. Ибо Иисус ведет и приводит туда последующих Ему, а не непоследующих. Рассуждай об этом и внимай.

    +++

    Уклонялся от злобных убийц Тот, Кото­рый имеет власть над жизнью и смертью, Ко­торый мог или устрашить их, или удержать от злого их дела, или поразить врагов Своих сло­вом и жестом единым, но не делал того, не яв­лял всесильной власти Своей, а поступал так, как немощный и смиренный человек, хотя и был Богом и Господом всех. Так изволилось Ему ради нас смириться и терпеть, чтобы из­бавить нас от убийцы и врага нашего дьявола, который нас ядом своим умертвил. Мы, ядом того врага зараженные, против восстающих на нас восстаем и руки свои на них подымаем, а Христос сего не сотворил, но благоволил ук­лоняться от злобы, убийством дышащей, хотя и мог праведно поразить убийц Своих. Слава смирению, кротости и терпению Его!

    Не хотел человеколюбец Господь наш врагов Своих погубить, но уклонялся от них. Что это, как не благость Его, которая ожида­ла их покаяния? Что, как не любовь Его, ко­торая и над врагами умилостивляется? Видишь сердце Иисусово, и о врагах своих милосердствующее! Видишь любовь Его, и врагов объятиями своими обымающую! По­этому, когда не приняли Его самаряне, и уче­ники говорили Ему: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк 9:54-56). О, милосердный и кроткий дух! О, уте­шительные слова Божия Слова! «Сын Челове­ческий пришел не губить души человеческие, а спасать». Мы злом за зло и досаждением за досаж­дение воздаем, хотя и достойны всякого зла и досаждения, потому что грешные, но Иисус, высший всякой чести, не хотел судить доса­дивших Ему. Видишь благость и человеколю­бие Иисусово! Будем же приступать с покая­нием ко Иисусу, такому милосердному Госпо­ду нашему, Который и желавших Его убиения не хотел погубить. Кающихся ли и ищущих у Него милости погубит? Никак, ибо это про­тивно благости Его. Слава благости Его и ми­лосердию!

    Господь тем, что уклонялся от губитель­ных рук, хотя и мог Себя иначе сохранить, по­дал нам пример уклоняться от враждующих на нас, уступать им, хотя бы и могли проти­виться им. Хочет Христос, чтобы христиане в сем деле безоружными были, хочет, чтобы они врагов своих не оружием, а смирением и кротостью побеждали. Христиане должны быть, как овцы смиренные и кроткие, кото­рые всем и малейшим скотам уступают и в од­ном пастыре своем убежище находят. Для них пришел Пастырь их Иисус, Который врагов Своих кротостью и терпением побеждал. Им должно вооружаться на одного только общего врага-дьявола, который смирением, а не гор­достью, терпением, а не гневом побеждается.

    От примера благого и человеколюбиво­го Иисуса Господа нашего учимся благими быть ко врагам нашим и злобу их нашей любо­вью побеждать. Ибо от этого познается хрис­тианское сердце. Об этом поучает нас Христос Господь наш: «Любите врагов ваших» (Мф.5:44), и прочее. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мы­тари» (Мф.5:44,46)? Любящих любить и бла­готворящим благотворить свойственно чело­веку, но ненавидящих любить и творящим зло благотворить — свойственно человеку-хрис­тианину, который дух Христов в себе имеет. Надо же всякому христианину дух Христов иметь. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8:9). Да поминаем же, возлюбленный, то время, в которое Всесильный от злобы человеческой уклонялся и скрывался. Нас ради, грешных, творил это Господь наш, Который пришел в мир спасти нас. Он же придет вновь, но уже судить мир придет, придет и не замедлит. Он Сам говорит нам: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф.24:42). Приближается то время, день и час, ближе сегодня, нежели вчера было, и не­ожиданно услышится вопль: «Вот, жених идет, выходите навстречу ему» (Мф.25:6)! По­мышляй о том времени и внимай себе.

    Использованные при создании странички книги:
    Тихон Задонский:
    Труды, 5 томов.Читать.
    Феофан Затворник:
    Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться.Читать.
    Путь ко спасению.Читать.
    Начертание христианского нравоучения.Читать.
    Никодим Святогорец:
    Невидимая брань.Читать.
    Вениамин Федченков:
    О Богослужении православеной церкви.Читать.
    Библиотеки в интернете
    Pravmisl.ru
    Церковь.ру
    НИ-КА