На главную

СВЯТООТЕЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

СБОРНИКИ:

1. Благодать Божия
  • Благодать Божия - основа духовной жизни.Читать.
  • 2. О вере и познании Божием
  • О слепоте человеческой и духовном просвещении.Читать.
  • О вере.Читать.
  • О чтении и слушании слова Божиего.Читать.
  • О познании Божием.Читать.
  • О христианской должности к Богу:
  • - О должном послушании Богу.Читать.
    - О прославлении имени Божия.Читать.
    - О жертве христианской.Читать.
    - О подражании Богу.Читать.
    - О печали ради Бога.Читать.
    3. Создание человека и грехопадение
  • С какой целью Бог создал человека.Читать.
  • Грехопадение.Читать.
  • Состояние грешника.Читать.
  • О познании собственных грехов.Читать.
  • О сердце человеческом.Читать.
  • О немощах и болезнях души.Читать.
  • О некоторых грехах особенно:
  • - О совести.Читать.
    - О необходимости обличения.Читать.
    - О гордости.Читать.
    - О зависти.Читать.
    - О гневе и злобе.Читать.
    - О клевете и осуждении.Читать.
    4. О покаянии и духовном пробуждении.
  • О презрении мира, смерти, суде, муке вечной и жизни вечной:
  • - О муке вечной и о жизни вечной.Читать.
    - О смерти.Читать.
    - О муке вечной и суде Божием. Читать.
    - О вечной жизни.Читать.
    - О презрении мира.Читать.
    - Дивный старец.Читать.
    - Очерк просветленного благодатию внутреннего состояния.Читать.
  • Как Бог призывает грешника на покаяние.Читать.
  • Что есть покаяние.Читать.
  • 5. Спасение во Христе.
  • О Евангельской спасающей вере.Читать.
  • О искуплении.Читать.
  • Как Господь Иисус Христос грешника призывает.Читать.
  • Как Христиане должны принимать Христа.Читать.
  • Всякому ли греху отпущение бывает.Читать.
  • Богомысленное размышление о пресвятых страданиях Господа нашего Иисуса Христа.Читать.
  • Исповедание и благодарение Христу.Читать.
  • О Христианской должности ко Христу Сыну Божиему:
  • - О любви ко Христу.Читать.
    - О почитании страстей Христовых.Читать.
    - О том, чтобы последовать Христу.Читать.
    - Страдания Христовы должны христианина подвигнуть к убеганию от греха.Читать.
  • О спасении в церкви:
  • - Об усыновлении нашем Богу.Читать.
    - О святом Крещении.Читать.
    - О святой Церкви.Читать.
    - О Литургии.Читать.
    - О причащении.Читать.
    - О почитании Божией Матери.Читать.
    6. О духовном возрождении.
  • О плодах покаяния.Читать.
  • О том, что каждый христианин должен показывать плоды веры и нового рождения.Читать.
  • Христианин, верою во Христа оправданный, должен являть плоды правды, как дерево доброе приносит добрые плоды.Читать.
  • О борьбе со страстями:
  • - О памяти Божией.Читать.
    - Страсти как помеха духу возгореться любовию к Богу. Они должны быть изгнаны.Читать.
    - Позволительный гнев.Читать.
    - Разные степени развития страсти: страстные мысли, чувства, желания и действия. Борьба с ними.Читать.
    - Значение молитвы в деле борьбы со страстными помыслами. Примеры.Читать.
    - Выдержки из преподобных Исихия и Пимена о борьбе со страстями.Читать.
  • О духовной жизни:
  • - Никогда не доверять себе.Читать.
    - О надежде на единого Бога.Читать.
    - О духовном руководителе.Читать.
    - Упражнения, способствующие к образованию душевных сил по духу христианской жизни.Читать.
    - О уединении.Читать.
    - О молитве.Читать.
    - Молитвенное правило.Читать.
    - О молитве самим слогаемой. О Иисусовой молитве. О успехе в молитве.Читать.
    - О сердечной теплоте и сухости сердца.Читать.
  • О христианских добродетелях:
  • - О благородстве, достоинстве и красоте души человеческой.Читать.
    - О страхе Божием.Читать.
    - О смирении.Читать.
    - Об узком пути.Читать.
    - О благодарении Богу.Читать.
    - О любви к Богу.Читать.
    - О терпении.Читать.
    - О надежде.Читать.
    - О любви.Читать.
    - О любви к ближнему.Читать.
    - О милости к ближнему.Читать.
    - О прощении согрешений ближнему.Читать.
    - О любви к врагам.Читать.
    - О постоянстве и конечном пребывании в вере.Читать.
    7. О торжестве и славе вечной избранных Божиих.
  • О воскресении христиан.Читать.
  • О втором пришествии Христовом.Читать.
  • О жизни будущего века.Читать.
  •                                                                     О совести

     

    Бог, создавая человека, насадил в душе его совесть, чтобы ею, как правилом, человек ру­ководствовался и наставлялся, что творить и от чего уклоняться. Совесть есть не что иное, как естественный или природный закон, по­этому она схожа и с написанным законом Божиим. Ибо, чему учит закон Божий, тому учит и совесть.

    Закон Божий велит единого Бога знать, этому учит и совесть. Потому даже язычники, убеждаемые совестью, единого Бога призна­вали.

    Закон Божий повелевает Бога более всех созданий почитать и Ему единому высочай­шую честь воздавать, то же повелевает и со­весть.

    Закон Божий учит никого равным Богу не иметь, тому же учит и совесть.

    Закон Божий повелевает Богу, как Верхов­ному Властелину, оказывать покорность, по­виновение и послушание, тому же учит и со­весть.

    Закон Божий повелевает Бога, как Судию праведнейшего, бояться, — слышим это и от совести.

    Закон Божий велит хулителей имени Божиего казнить, — не терпит хулы и совесть наша.

    Закон Божий учит Бога слушать более, чем любую земную власть, — тому же учит и совесть, ибо все земные власти и сами Богу подвластны и подчинены.

    Закон Божий велит Бога любить более всего, — велит и совесть, потому что Бог — высочайшее и верховнейшее добро и источ­ник всякого добра. Поэтому и любить Его должно более всякого созданного добра.

    Закон Божий учит за все Бога благода­рить, — учит и совесть, ибо быть благодарным благодетелю сама совесть убеждает.

    Закон Божий повелевает всю надежду по­лагать на Бога, — повелевает и совесть. Ибо один только Бог все может как Всемогущий, всякое же создание без Бога и вне Бога немощ­но, поэтому и надежда на него непостоянна и не тверда.

    Закон Божий повелевает родителям и всем властям, от Бога посланным, повино­ваться и воздавать честь, слышим это и в со­вести.

    Закон Божий запрещает вредить человеку и жизнь у него отнимать, запрещает и совесть.

    Закон Божий повелевает в случае нужды помогать человеку, повелевает это и совесть.

    Закон Божий запрещает прелюбодейство­вать и блудодействовать, слышит это человек и в совести, и она внутри человека вопиет, чтобы не осквернял себя нечистотой.

    Закон Божий запрещает касаться чужого добра без воли хозяина, то же требует и со­весть. Закон Божий повелевает давать просяще­му, слышит это человек и от совести своей.

    Закон Божий запрещает лгать, льстить, обманывать, — запрещает и совесть.

    Закон Божий запрещает на ближнего кле­ветать, запрещает и совесть.

    Закон Божий повелевает ничего чужого не желать, повелевает и совесть.

    Так Закон Божий и совесть между собой схожи и ведут к одной цели, то есть к нашему блаженству. Поэтому даже язычники, просве­щенные философским учением, написали много полезных установлений, которые происходили не от чего иного, как от совести или естественного закона, многим трудом и обуче­нием просвещенного. Поэтому всякий, кто грешит против совести, грешит и против Зако­на Божия и самого Законодателя-Бога. Кто не слушает совести, тот не слушает и Закона Бо­жия и самого Бога. Не повинуется совести, — не повинуется и Закону Божию и самому Богу. Раздражает совесть, — раздражает и самого Бога.

     И такие христиане, которые против со­вести грешат, истинно Бога не почитают, но являются лицемерами. Ибо Бога без чистой совести почитать невозможно. Истинный христианин против совести согрешить и так Закон Божий нарушить не хочет и опасается, и лучше согласится страдать, чем согрешить. В такой совести вера почивает и делает чело­века радостным. Ибо, где чистая совесть, там вера и радость. Как Закон Божий обличает человека за грех, так обличает и совесть.

    Поэтому бывает, что когда слово обличительное говорится во­обще, тогда грешники, совестью задетые, смущаются. Так смущаются блудники, когда о блуде говорится; смущаются воры и похити­тели, когда о воровстве и хищении говорится; смущаются льстецы и лжецы, когда о лести и лжи говорится, и прочее. О том, что таковые смущаются, можно видеть по неким внешним признакам. Так действует в них обличение со­вести. Как Закон Божий устрашает грешника судом Божиим, так устрашает и совесть, и она внутри грешника вопиет: человек, худо тебе будет!

    Подобно тому, как ныне действия Закона Божия и совести схожи, так схожими будут и на суде Христовом. Там обличит грешника Закон Божий, им нарушенный, обличит его и совесть, раздраженная его грехами. Так со­весть и Закон Божий против каждого грешни­ка будут там как бы двумя свидетелями и об­личителями. Бывает, что злая совесть будто спит, но когда пробудится и начнет обличать грешника, тогда лютое ему мучение последует от совести. От этого бывает, что многие, не выдержав муки совести, сами себя умерщвляют. Ибо как нет лучшего покоя, чем от чистой совести, так и нет большего беспокойства и мучения, чем от злой совести. Если же здесь так мучает совесть, то как же она будет мучить грешника в будущем веке, где все его грехи будет ему представлять и за них его обличать и мучить? Грешники! Что мы спим? Проснемся, и покаемся, и очистим покаянием и сокруше­нием сердца грехи наши, и исправим себя, и перестанем грешить, и совесть нашу раздра­жать, чтобы не со злой совестью, грехами за­маранной, на суде Христовом явиться, где книги совести откроются и получит каждый по делам своим. Аминь.

     

     

     

     

    Использованные при создании странички книги:
    Тихон Задонский:
    Труды, 5 томов.Читать.
    Феофан Затворник:
    Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться.Читать.
    Путь ко спасению.Читать.
    Начертание христианского нравоучения.Читать.
    Никодим Святогорец:
    Невидимая брань.Читать.
    Вениамин Федченков:
    О Богослужении православеной церкви.Читать.
    Библиотеки в интернете
    Pravmisl.ru
    Церковь.ру
    НИ-КА