На главную

СВЯТООТЕЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

СБОРНИКИ:

1. Благодать Божия
  • Благодать Божия - основа духовной жизни.Читать.
  • 2. О вере и познании Божием
  • О слепоте человеческой и духовном просвещении.Читать.
  • О вере.Читать.
  • О чтении и слушании слова Божиего.Читать.
  • О познании Божием.Читать.
  • О христианской должности к Богу:
  • - О должном послушании Богу.Читать.
    - О прославлении имени Божия.Читать.
    - О жертве христианской.Читать.
    - О подражании Богу.Читать.
    - О печали ради Бога.Читать.
    3. Создание человека и грехопадение
  • С какой целью Бог создал человека.Читать.
  • Грехопадение.Читать.
  • Состояние грешника.Читать.
  • О познании собственных грехов.Читать.
  • О сердце человеческом.Читать.
  • О немощах и болезнях души.Читать.
  • О некоторых грехах особенно:
  • - О совести.Читать.
    - О необходимости обличения.Читать.
    - О гордости.Читать.
    - О зависти.Читать.
    - О гневе и злобе.Читать.
    - О клевете и осуждении.Читать.
    4. О покаянии и духовном пробуждении.
  • О презрении мира, смерти, суде, муке вечной и жизни вечной:
  • - О муке вечной и о жизни вечной.Читать.
    - О смерти.Читать.
    - О муке вечной и суде Божием. Читать.
    - О вечной жизни.Читать.
    - О презрении мира.Читать.
    - Дивный старец.Читать.
    - Очерк просветленного благодатию внутреннего состояния.Читать.
  • Как Бог призывает грешника на покаяние.Читать.
  • Что есть покаяние.Читать.
  • 5. Спасение во Христе.
  • О Евангельской спасающей вере.Читать.
  • О искуплении.Читать.
  • Как Господь Иисус Христос грешника призывает.Читать.
  • Как Христиане должны принимать Христа.Читать.
  • Всякому ли греху отпущение бывает.Читать.
  • Богомысленное размышление о пресвятых страданиях Господа нашего Иисуса Христа.Читать.
  • Исповедание и благодарение Христу.Читать.
  • О Христианской должности ко Христу Сыну Божиему:
  • - О любви ко Христу.Читать.
    - О почитании страстей Христовых.Читать.
    - О том, чтобы последовать Христу.Читать.
    - Страдания Христовы должны христианина подвигнуть к убеганию от греха.Читать.
  • О спасении в церкви:
  • - Об усыновлении нашем Богу.Читать.
    - О святом Крещении.Читать.
    - О святой Церкви.Читать.
    - О Литургии.Читать.
    - О причащении.Читать.
    - О почитании Божией Матери.Читать.
    6. О духовном возрождении.
  • О плодах покаяния.Читать.
  • О том, что каждый христианин должен показывать плоды веры и нового рождения.Читать.
  • Христианин, верою во Христа оправданный, должен являть плоды правды, как дерево доброе приносит добрые плоды.Читать.
  • О борьбе со страстями:
  • - О памяти Божией.Читать.
    - Страсти как помеха духу возгореться любовию к Богу. Они должны быть изгнаны.Читать.
    - Позволительный гнев.Читать.
    - Разные степени развития страсти: страстные мысли, чувства, желания и действия. Борьба с ними.Читать.
    - Значение молитвы в деле борьбы со страстными помыслами. Примеры.Читать.
    - Выдержки из преподобных Исихия и Пимена о борьбе со страстями.Читать.
  • О духовной жизни:
  • - Никогда не доверять себе.Читать.
    - О надежде на единого Бога.Читать.
    - О духовном руководителе.Читать.
    - Упражнения, способствующие к образованию душевных сил по духу христианской жизни.Читать.
    - О уединении.Читать.
    - О молитве.Читать.
    - Молитвенное правило.Читать.
    - О молитве самим слогаемой. О Иисусовой молитве. О успехе в молитве.Читать.
    - О сердечной теплоте и сухости сердца.Читать.
  • О христианских добродетелях:
  • - О благородстве, достоинстве и красоте души человеческой.Читать.
    - О страхе Божием.Читать.
    - О смирении.Читать.
    - Об узком пути.Читать.
    - О благодарении Богу.Читать.
    - О любви к Богу.Читать.
    - О терпении.Читать.
    - О надежде.Читать.
    - О любви.Читать.
    - О любви к ближнему.Читать.
    - О милости к ближнему.Читать.
    - О прощении согрешений ближнему.Читать.
    - О любви к врагам.Читать.
    - О постоянстве и конечном пребывании в вере.Читать.
    7. О торжестве и славе вечной избранных Божиих.
  • О воскресении христиан.Читать.
  • О втором пришествии Христовом.Читать.
  • О жизни будущего века.Читать.
  • Молитвенное правило для стоящего на пути богоугодной жизни. Заучивание псалмов. Замена длинных молитвословий краткими. Четки

     

    Спрашиваете о молитвенном правиле. Да, надобно иметь молитвенное правило немощи ради нашей, чтобы, с одной стороны, лености не давать хода, а с другой -ревность держать в своей мере. Самые великие молитвенники имели правило молитвенное и держали его. Всякий раз они начинали молитву с установленных молитв, и потом уже, если в продолжение их находила молитва самодвижная, оставляли их и молились сею молитвою. Если они так, тем паче нам так надо поступать. Без установленных молитв и совсем не знаем, как помолиться. Не будь их, и совсем остались бы мы без молитвы.

    Однако ж, не надо набирать много молитв. Небольшое число молитв, как следует исполняемых, лучше, чем много молитв, спешно исполняемых, от чего трудно удержаться, когда их набрано не в меру, в жару усердия молитвенного.

    Для Вас я полагаю совершенно достаточным исполнение утром и вечером положенных в Молитвенниках молитв утренних и на сон грядущим. Только старайтесь всякий раз исполнять их со всем вниманием и соответственными чувствами. Чтобы это успешнее совершать, потрудитесь в свободное время особо прочитать их все, обдумать и обчувствовать, чтобы, когда станете читать их на молитвенном правиле, Вам извест­ны были святые помышления и чувства, содержащиеся в них. Не то значит молитва, чтобы прочитать только молитвы, но то, чтобы воспроизвести в себе содержание их и так их произносить, как бы они шли от нашего ума и из нашего сердца.

    Затем, обсудив и обчувствовав молитвы, потрудитесь заучить их на память, чтобы не хлопотать уже о Молитвеннике и свете, когда придет время молитвы, и чтоб во время совершения ее не развлекаться тем, что видит глаз, а удобнее держаться в мысленном к Богу обращении. Сами увидите, как это многопомощно. Да и то, что в таком случае во всякое время и во всяком месте Молитвенник с Вами, много значит.

    Так подготовясь, когда стоите на молитве, заботьтесь удерживать ум от парения и чувство от холодности и равнодушия, всячески напрягаясь и внимание хранить, и теплоту чувства возгнетать. После каждой прочитанной молитвы кладите поклонов сколько рассудите со своим молитвенным словом о чувствуемой нужде или с обычною краткою молитовкою. Чрез это молитва немного продлится, но сила ее возрастать будет: Особенно по окончании молитв подольше сами помолитесь, прося прощения за невольные отбегания ума и предавая себя в руки Божий на целый день.

    И днем надо поддерживать молитвенное внимание к Богу. Для этого, как не раз уже говорено, память о Боге, а для нее - краткословная молитва. Хорошо, и очень хорошо заучить на память несколько псалмов и читать их за делом или между де­лом, иногда вместо коротенькой молитовки, с размышлением. Это древнейший обычай христиан, замеченный и введенный в устав еще святым Пахомием и святым Антонием.

    Проведши так день, вечером усерднее и собраннее помолитесь, усугубьте и поклоны, и свои к Богу обращения и, паки предав себя в руки Божий, отходите ко сну с краткою молитвою на устах и засыпайте с нею или с прочитыванием какого-либо псалма.

    Какие псалмы заучить? Заучите, какие вспадут на сердце при прочитывании их. На одного одни, на другого другие псалмы более действуют. Начните с: Помилуй мя, Боже (Пс. 50), далее: Благослови, душе моя, Господа (Пс. 102) и: Хвали, душе моя, Господа (Пс. 145) - антифонные псалмы литургии; еще начальные псалмы в правиле ко святому причастью: Господь пасет мя (Пс. 22), Господня земля, и исполнение ея (Пс. 23), Веровал, темже возглаголах. (Пс. 115); псалом первый повечерия: Боже, в помощь мою вонми (Пс. 69). Псалмы часов... и подобные. Читайте Псалтирь и выбирайте.

    Заучив все сие, Вы будете всегда во всеоружии молитвенном. Когда придет какая смутительная мысль, или с краткою молитвою к Господу припадать, или читать какой-либо псалом, особенно: Боже, в помощь мою вонми... и все облако смущения тотчас развеется.

    Вот Вам и все о молитвенном правиле. Но и еще повторю: помните, что все сие суть пособия, главное же -умное в сердце Богу предстояние с благоговеинством и болезненное к Нему припадание.

    Пришло мне на мысль сказать Вам еще и вот что! Можно все правило молитвенное ограничить одними поклонами с коротенькою молитовкою и с своим молитвенным словом. Становитесь и кладите поклоны, говоря: Господи, помилуй! или другую, изъявляя свою нужду или хвалу и благодарение Богу воздавая. Чтобы не вкралась сюда леность, надо или число молитовок определить, или время, сколько должна длиться молитва, или то и другое вместе.

    Необходимо это, потому что есть какая-то у нас непонятная странность. Когда, например, занимаемся чем-либо внешним, то часы проходят, будто одна минута. Но когда становимся на молитву, то и минуты не пройдет, а уж кажется, что молились долго-предолго. Это помышление не причиняет вреда, когда совершают молитву по установленному правилу, а когда кто молится, только поклоны кладя с коротенькою молитвою, то оно представляет большое искушение и может прекратить молитву, едва начавшуюся, оставляя обманчивое уверение, что молитва прошла как следует. Вот добрые молитвенники и придумали, чтобы не подвергаться этому самообману, четки, которые и предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами Молитвенника, а сам от себя. Употребляют их так - скажут: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного, или: грешную - и переложат одну четочку между пальцами; скажут так в другой раз и еще переложат, и так далее; при каждой молитовке поклон кладут, поясной или земной, как охота, или при маленьких четочках - поясной, а при больших - земной. Правило все при сем состоит в опре­деленном числе молитовок с поклонами, куда вставляются и другие молитвы, своим словом сказываемые. Для того чтобы и тут не обмануть себя поспешностью произношения молитовок и кладения поклонов, при определении числа поклонов и молитв определяют и время длительности молитвы, чтобы отсекать поспешность и, если вкрадется она, наверстать время приложением новых поклонов.

    Сколько за какое молитвословие следует класть покло­нов, у нас положено в Следованной Псалтири, в конце, и в двух пропорциях: для усердных и для ленивых или занятых. Старцы, которые и теперь у нас живут в скитах или особых келиях, например на Валааме и в Соловках, все службы таким образом справляют. Если хотите или иногда захотите, и Вы свое правило можете сим образом справлять. Но прежде потрудитесь навыкнуть справлять его как прописано. Может быть, и не потребуется сие новое установление правила. Про всякий, однако ж, случай, посылаю Вам четочки. Поступите вот так! Заметьте, сколько у Вас проходит времени за утреннею и вечернею молитвою, потом сядьте и приговаривайте свою коротенькую молитовку по четкам и смотрите, сколько раз Вы пройдете четки в продолжение времени, употребляемого Вами обычно на молитву. Это число и пусть будет мерою Вашего правила. Это Вы сделаете не во время молитвы, а помимо ее, хоть с таким же вниманием. Правило же молитвенное сим способом совершайте потом, стоя и поклоны кладя.

    Прочитав это, не подумайте, что гоню Вас в монастырь. О молитве по четкам я сам в первый раз услышал от мирянина, а не от монаха. И многие миряне и мирянки молятся сим об­разом. И Вам пригодится сие. Когда молитвословие по чужим заученным молитвам причитается и не станет возбуждать, можете этим образом помолиться день-другой, потом опять - по заученным молитвам. И так - вперетруску.

    И еще повторю: существо молитвы в возношении ума и сердца к Богу; эти правильна идут в пособие. Не можем мы обойтись без них, немощны суще. Благослови Вас, Господи!

     

     

     

     

    Использованные при создании странички книги:
    Тихон Задонский:
    Труды, 5 томов.Читать.
    Феофан Затворник:
    Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться.Читать.
    Путь ко спасению.Читать.
    Начертание христианского нравоучения.Читать.
    Никодим Святогорец:
    Невидимая брань.Читать.
    Вениамин Федченков:
    О Богослужении православеной церкви.Читать.
    Библиотеки в интернете
    Pravmisl.ru
    Церковь.ру
    НИ-КА