На главную

СВЯТООТЕЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

СБОРНИКИ:

1. Благодать Божия
  • Благодать Божия - основа духовной жизни.Читать.
  • 2. О вере и познании Божием
  • О слепоте человеческой и духовном просвещении.Читать.
  • О вере.Читать.
  • О чтении и слушании слова Божиего.Читать.
  • О познании Божием.Читать.
  • О христианской должности к Богу:
  • - О должном послушании Богу.Читать.
    - О прославлении имени Божия.Читать.
    - О жертве христианской.Читать.
    - О подражании Богу.Читать.
    - О печали ради Бога.Читать.
    3. Создание человека и грехопадение
  • С какой целью Бог создал человека.Читать.
  • Грехопадение.Читать.
  • Состояние грешника.Читать.
  • О познании собственных грехов.Читать.
  • О сердце человеческом.Читать.
  • О немощах и болезнях души.Читать.
  • О некоторых грехах особенно:
  • - О совести.Читать.
    - О необходимости обличения.Читать.
    - О гордости.Читать.
    - О зависти.Читать.
    - О гневе и злобе.Читать.
    - О клевете и осуждении.Читать.
    4. О покаянии и духовном пробуждении.
  • О презрении мира, смерти, суде, муке вечной и жизни вечной:
  • - О муке вечной и о жизни вечной.Читать.
    - О смерти.Читать.
    - О муке вечной и суде Божием. Читать.
    - О вечной жизни.Читать.
    - О презрении мира.Читать.
    - Дивный старец.Читать.
    - Очерк просветленного благодатию внутреннего состояния.Читать.
  • Как Бог призывает грешника на покаяние.Читать.
  • Что есть покаяние.Читать.
  • 5. Спасение во Христе.
  • О Евангельской спасающей вере.Читать.
  • О искуплении.Читать.
  • Как Господь Иисус Христос грешника призывает.Читать.
  • Как Христиане должны принимать Христа.Читать.
  • Всякому ли греху отпущение бывает.Читать.
  • Богомысленное размышление о пресвятых страданиях Господа нашего Иисуса Христа.Читать.
  • Исповедание и благодарение Христу.Читать.
  • О Христианской должности ко Христу Сыну Божиему:
  • - О любви ко Христу.Читать.
    - О почитании страстей Христовых.Читать.
    - О том, чтобы последовать Христу.Читать.
    - Страдания Христовы должны христианина подвигнуть к убеганию от греха.Читать.
  • О спасении в церкви:
  • - Об усыновлении нашем Богу.Читать.
    - О святом Крещении.Читать.
    - О святой Церкви.Читать.
    - О Литургии.Читать.
    - О причащении.Читать.
    - О почитании Божией Матери.Читать.
    6. О духовном возрождении.
  • О плодах покаяния.Читать.
  • О том, что каждый христианин должен показывать плоды веры и нового рождения.Читать.
  • Христианин, верою во Христа оправданный, должен являть плоды правды, как дерево доброе приносит добрые плоды.Читать.
  • О борьбе со страстями:
  • - О памяти Божией.Читать.
    - Страсти как помеха духу возгореться любовию к Богу. Они должны быть изгнаны.Читать.
    - Позволительный гнев.Читать.
    - Разные степени развития страсти: страстные мысли, чувства, желания и действия. Борьба с ними.Читать.
    - Значение молитвы в деле борьбы со страстными помыслами. Примеры.Читать.
    - Выдержки из преподобных Исихия и Пимена о борьбе со страстями.Читать.
  • О духовной жизни:
  • - Никогда не доверять себе.Читать.
    - О надежде на единого Бога.Читать.
    - О духовном руководителе.Читать.
    - Упражнения, способствующие к образованию душевных сил по духу христианской жизни.Читать.
    - О уединении.Читать.
    - О молитве.Читать.
    - Молитвенное правило.Читать.
    - О молитве самим слогаемой. О Иисусовой молитве. О успехе в молитве.Читать.
    - О сердечной теплоте и сухости сердца.Читать.
  • О христианских добродетелях:
  • - О благородстве, достоинстве и красоте души человеческой.Читать.
    - О страхе Божием.Читать.
    - О смирении.Читать.
    - Об узком пути.Читать.
    - О благодарении Богу.Читать.
    - О любви к Богу.Читать.
    - О терпении.Читать.
    - О надежде.Читать.
    - О любви.Читать.
    - О любви к ближнему.Читать.
    - О милости к ближнему.Читать.
    - О прощении согрешений ближнему.Читать.
    - О любви к врагам.Читать.
    - О постоянстве и конечном пребывании в вере.Читать.
    7. О торжестве и славе вечной избранных Божиих.
  • О воскресении христиан.Читать.
  • О втором пришествии Христовом.Читать.
  • О жизни будущего века.Читать.
  • О познании Божием

     

    Вопрошаешь ты у меня: какие знаки истинного познания Божия? И правильно то делаешь. Ибо в этом состоит спасение наше и жизнь вечная, по учению Спасителя нашего: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Но я тебе в ответ апостольское слово предлагаю: «Что мы познали Его, — говорит он, — узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди» (1 Ин. 2:3). Видишь из апостольского слова, что тот познал Бога, кто заповеди Его соблюдает. Знак познания Божия, в сердце его пребывающего, — это соблюдение Божиих заповедей. И напротив, не знает тот Бога, кто заповедей Его не соблюдает, как той же апостол учит: «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин. 2:4). Чем кто более познает Бога, тем более Его боится и любит, а чем более боится и любит, тем усерднее волю Его исполняет, а чем усерднее волю Его исполняет, тем тщательнее и осторожнее заповеди Его соблюдает. В этом истинное богопочитание и все христианство состоит. Вот тебе краткий ответ, но всю христианскую должность заключает. Рассуждай об этом и не прельщайся нынешних христиан богопознанием и почитанием, у которых на языке исповедание Божие, но в сердце безбожие; показывай богопознание и богопочитание от дел твоих, а не от одних только слов.

    Правильно спрашиваешь: как Бог познается и как может человек в истинное богопознание прийти? — и я тебе, по разуму и возможности моей, с помощью Божией отвечаю вкратце.

    Сделанная вещь показывает делателя, и мастерство мастера, и строение архитектора, и благодеяние благодетеля; и чем лучше и мудрее дело, тем лучшего и мудрейшего делателя показывает, и большее благодеяние большего и высочайшего благодетеля представляет. Разум эту истину доказывает, и каждый день это перед нашими глазами является. Ибо, увидев какое дело, тотчас вопрошаем: кто это сделал? И так от дела приходим в познание делателя, и изрядно и мудро сделанное дело хвалим, и разуму делателя удивляемся. Так, вся тварь, небо и земля, и все, что наполняет их, показывает Творца своего, и будучи великим, создание Его представляет нам Его Великим, и будучи мудро сотворенным — Мудрым, и будучи из ничего сотворенным — Всемогущим. Об этом Псаломник святой воспел: «Небеса проповедуют славу Божию» (Пс. 18:2). Рассматривая со вниманием сие великое, и изрядное, и прекрасное, и мудрое творение рук Создателя нашего, не можем тому не удивляться, и с Псаломником не восклицать к Создателю: «Как величественны дела Твои, Господи, все премудро Ты сотворил» (Пс. 103:24).

    Прилежное чтение и рассмотрение Святого Писания и учения Святых Отцов и учителей церковных приводит нас в познание Божие. Ибо Святое Писание открывает Божии свойства, и волю Его святую, и преславые дела Его. Отцы Святые и учителя все это изъясняют писаниями и поучениями своими и так руководствуют нас к познанию Божию и почитанию. Ибо познание Божие включает в себя не только познание имени Божия, но и свойств и воли Его. Надобно знать не только то, что Бог есть, но и то, Кто Он, Каков и чего нам, и от нас, создания Своего, хочет и требует. Это все от Святого Писания и толкователей его черпаем и познанием Его просвещаемся.                       

    Христос Спаситель наш учит: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27). И Петру святому говорит: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:17). Отсюда видим, что к познанию Божию нужно откровение. Слово Божие проповедует Бога, но Бога без Бога познать не можем. Слеп и темен разум наш, потому требует просвещения от Самого Того, который из тьмы производит свет. Надобно светильнику Божия Слова внимать, но просвещения от Самого Бога просить, надобно прогнать тьму вышеестественным светом. Святое Писание есть светильник для нас, но необходимо внутреннему оку открыться, чтобы возмогло видеть светильник сияющий. Ибо света слепой не видит, — надобно открытые очи иметь. Поэтому пророк молится: «Открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего» (Пс. 118:18).

    Надо, наконец, желающему просветиться богопознанием признать свое невежество, слепоту и тьму. Ибо Бог умудряет невежд, а не тех, кто думает о себе, что мудр; и просвещает слепых, а не тех, кто думает о себе, что видит. Гордость же надменная и высокоумие не вмещает просвещения, более того, не допускает, но всегда в своей пребывает тьме. Кто мнит о себе, что разумен и мудр, от того отходит свет Божий и оставляет его в своем разуме и мудрости, и потому хотя много о Боге говорит, но Бога не знает таковой. Помни, что выше сказано: Бога без Бога познать не можем, и чем более кто-либо Бога познает, тем более смиряется, боится и любит Его. О чем ниже лучше увидишь.

    Познание Божие зависит от познания Божественных Его свойств, и чем более свойства Божии познаются, тем более Сам Бог познается. Это видим и в созданных вещах: чем яснее познаются качества и свойства какой-либо вещи, тем яснее сама вещь познается. Например, что есть человек, или скот какой, или дерево, или трава, или иное что? Надо прежде свойства познать тех вещей и так от свойств к познанию самих вещей доходить. Так и Создателя нашего от свойств Его Божественных, сколько ум наш может, познаем. Эти свойства хотя и от создания познаются, однако яснее представляет их нам святое Его слово. Я их по разуму, мне данному, предложу. Ты рассуждай, внимай и поучайся в них, и от этого поучения созидай душу в познании Его и почитании. Чем более будем познавать и размышлять о свойствах Его, тем более будем исправлять себя в истинном благочестии при помощи Его Самого. Истину эту ниже увидишь.

     

    О свойствах Божиих

     

    Бог есть верховнейший властелин

     

    Нет сомнения у христиан, что есть Бог и есть един существом, но троичен в Лицах, Отец, Сын и Святой Дух; и Он есть верховнейший властелин, и владеет и управляет всем миром, небом и землей, всем видимым и невидимым, и есть Царь царей и Господь господствующих, и все, что ни есть, Его всемогущая рука из ничего произвела. Ибо «Он сказал, — и стало так» (Быт. 1:20). И как все вещи, так меня и тебя создал, о чем говорим и поем Ему со Псаломником: «Руки Твои сотворили меня и создали меня» (Пс. 118:73). И обо всех Он, как Создатель и Отец, промышляет. «Все ожидают от Тебя (Господи) пищи, чтобы Ты дал им благовременно» (Пс.103:27). И далее: «Очи всех на Тебя уповают, и Ты даешь им пищу благовременно: отверзаешь Ты руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению (Твоему)» (Пс. 144:15 – 16). И Он есть «упование всех концов земли, и сущих в море далече» (Пс. 64:6). Отсюда следует:

    1) Его единого, как Бога и Создателя и Промыслителя своего, должно нам, мне и тебе, признавать и исповедовать, и сердцем веровать в Него.

                   2) Его, как Создателя и Бога и Господа своего, верховнейшим почитанием почитать.

                   3) Ему, как Господу и Властелину и Царю нашему, я и ты должны дух свой покорять, повиноваться, послушание оказывать и волю свою покорять. Ибо если царю земному, и всякой власти, и родителям повинуемся, то тем более Богу, Который и царями, и властями, и родителями владеет. И властям земным ради Бога повиноваться должно, так как Бог их установил и повелел повиноваться им, насколько более должно Богу Самому покоряться и повиноваться, как верховнейшему Властелину, ради Которого и властям земным повинуемся.

                   4) От сердца Ему благодарение приносить, как Создателю и Промыслителю, и потому верховнейшему Благодетелю, от Которого всякие щедроты и благодеяния на нас изливаются каждый день, а особенно через воплощение Единородного Сына Его.

                   5) Без покорения духа и послушания, почитание и благодарение Его не может быть (истинным). Ибо и земные власти и родители, если им подчиненные не оказывают должного послушания, почитают это непочтением и неблагодарностью, тем более невозможно без послушания почитать верховного Властелина, Бога, Который все дела и помышления человеческие знает.

                   6) Люди такие, которые бесстрашно закон Божий нарушают и повиновения Ему не оказывают, и так Его не почитают, тяжко согрешают, ибо и сама совесть, естественный закон, Бога убеждает почитать, и за непочитание человека обличает, и казнью грозит. Все таковые, хотя и говорят, что знают Бога, но «делами отрекаются» от Него (Тит. 1:16). И естественный разум видит противоречие в том, чтобы Бога от сердца признавать и в то же время Его не бояться. Ибо само имя Его, если вспомнит о нем человек, хоть немного знающий и понимающий, что есть Бог, способно привести его в страх и трепет.

                   7) Ты думай и веруй так неизменно, что Он твой Бог, Творец, Господь, Царь и Промыслитель, хотя и всех Он есть Бог, и хотя всем одинаково повелевает уклоняться от зла и творить благое, (ты так живи) как будто повеление это тебя одного касалось. Тогда с помощью Его родится в тебе новое движение и новый дух. И чем чаще в этом размышлении и поучении упражняться будешь, день ото дня большее усердие к богопочитанию и благочестию внутри себя почувствуешь. Но везде нужна молитва. Ибо мы без Бога и размышлять о Боге не можем, как надлежит.

    Бог наш безначальный, бесконечный, и потому вечный и присносущный

     

    Не должен христианин и в том сомневаться, что Бог наш безначальный, бесконечный, и потому вечный и присносущный. Он один существенно живет, не может не быть, существо Его и естество есть сама жизнь. Все созданные вещи имеют начало, так как Он привел их из небытия в бытие, и их может опять не быть, если бы так Ему изволилось, но Создатель как был всегда и прежде мира, так и ныне Тот же есть, и без конца Тот же будет неизменно, и как прежде не мог не быть, так и (всегда) не может не быть. Поэтому мы не только называем Его Вечный, но и Вечность, не только Живой, но и Жизнь, не только Присносущный, но и Присносущие, не только Пребывающий, но и Бытие; называем Сый (Сущий), что означает: и был, и есть, и будет. И в Писании Святом говорит Он о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, — говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:8).

    И в других местах прекрасно изображается Его присносущие и приснобытие. Читай сам и рассуждай. Отсюда следует:

    1) Наше бытие и жизнь от Него, как приносущной Жизни и Источника жизни, зависит. Он не может не быть, а мы можем быть и не быть. Бытие и жизнь наша, как тень от дерева, от Него происходит.

     2) Отсюда учись смирение и ничтожество свое познавать. Я и ты, и даже весь свет, в бытии своем как ничто перед Ним. Как были прежде ничто, так и можем быть ничто, но Он всегда неотменно и непременно пребывает. «Ты Тот же, и лета Твои не оскудеют» (Пс. 101:28), — поет Ему пророк.

    3) Отсюда учись, что при Нем быть неотлучно — это вечная жизнь, и отлучиться от Него — вечная смерть. Как пребывающий при свете должен просвещаться, а от света удалившийся должен помрачиться, так и с жизнью пребывающий должен жить, и от жизни удалившийся должен умереть.

    4) Удаляется же человек от Бога — Жизни путем греха. Берегись же греха, чтобы не удалиться от Бога — Жизни и Животворящего и чтобы вовеки в смерти не пребыть.  

    5) Благодари Бога и люби Его, как жизнь твою, которой оживляешься. Ибо нет для человека ничего дороже жизни, жизнь человек более всего почитает. Жизнь твоя от Него зависит, прилепляйся же к Нему, как жизни твоей, с пророком говоря: «Для меня прилепляться к Богу благо есть» (Посл. ко св. Причащению). Спасайся.

    О всемогуществе Божием

     

    Всемогущество Божие познаем от создания, правления мира и чудес Его, в мире сотворенных и творимых. Не было ничего, но Бог такие великие, преславные и различные сотворил дела, небо и землю, и все, что наполняет их, и сотворил из ничего, без труда, словом единым: «Он сказал, — и было; повелел, — и они создались» (Пс. 32:9). Все это всемогущий силе приписываем. Та же всемогущая сила хранит в целости и управляет созданным миром. Небо и земля со всем, что наполняет ее, стоит и пребывает, какой была создана Создателем, и будет стоять, пока всемогущей воле Его угодно будет. «Поставил их вовек, и в век века: повеление дал, и не прейдет» (Пс. 148:6).

    Всякая стихия на своем месте пребывает и пребывать будет, всесильным словом утверждена. Небо, воздух и земноводный круг неподвижно на своих местах пребывают. Бог так повелел им, и всесильное слово Его содержит и сохраняет их так. Земля дает плоды, и животные плодятся, хлеб питает скот и людей и всякое животное. Все это происходит по всемогущему слову Его и повелению. Облака, премножеством вод исполненные, по тончайшей стихии — воздуху ходят, и с места на место переходят, и не падают на землю, но только дождь из себя испускают. Все это всемогущей силе Его относим, и прочее.

     Как хозяин дом свой хранит, содержит и управляет, так Бог, как Господь, весь мир во всемогущей руке Своей содержит, хранит и управляет. «В руке Его все концы земли». Всемогущей власти и силе его приписать должно и то, что Он повелевает морю — и оно разделяется, и расступается; повелевает реке — и она останавливается; повелевает огню — и он не опаляет; повелевает камню — и он источает воду; повелевает земле — и она разверзает уста свои и пожирает беззаконных; а также то, что словом и изволением Его в один миг расслабленный делается целым, слепой — видящим, прокаженный — чистым, больной — здоровым; и то, что малыми хлебами многие тысячи питаются и насыщаются.

    Свойство всемогущества Его таково, что все Ему возможно, что хочет, — хочет же, что добро и праведно. Об этом свойстве во многих местах Святого Писания говорится. От размышления о всемогуществе Божием учиться должно:

    1) Страху Божию, ибо бояться и трепетать подобает Того, Кто всесилен и всемогущ, и как из ничего все творит, так и в ничто может обратить.

    2) Смирению, чтобы «смириться под крепкую руку Божию» (1 Петр. 5:6).

    3) Вере, ибо, чего ум наш не понимает, то всемогущая сила Его сделать может. Например, непонятно уму нашему воскресение мертвых, но Богу, Который и из ничего все создал, возможно.

    4) Надежде в подвиге против плоти, дьявола и мира, и прочем, так как, чего сами не можем, то силой Его сотворим, и то искушение, которое сами не можем победить, о Нем победим. В Боге обретем силу, и Он уничижит притесняющих нас. «Бог нам прибежище и сила, помощник в тяжких скорбях, постигших нас» (Пс. 45:2). Так апостолы, мученики и все святые Его всемогущей силой победили мир. Из этого учимся и мы не на свою, но на Его силу надеяться во всем. Ибо «без Него не можем делать ничего» (Ин. 15:5). Требуется от нас труд и подвиг, но всякий труд и подвиг без Него тщетен.

     5)  Потому, следовательно, должно молиться и просить у Него, как всесильного, помощи. Да воображаем часто в уме нашем всемогущество Божие, «ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28). И будем осторожно поступать в словах, делах и помышлениях. Будем Его трепетать, и препадать пред Ним со смирением, и за ничто себя вменим. Не будем ни в чем сомневаться, ибо все Ему возможно. Будем на Него, а не на себя надеяться, и усердно для слабости и немощи нашей от Него помощи искать.

    О вездесущии Божием

     

    Ныне тебе о вездесущии Божием по силе и разуму моему пишу, и как пред своими, так и пред твоими умными очами представляю. О, если бы мы всегда это свойство Божие действительно чувствовали в сердцах наших, слышали в ушах душ наших, и умными очами на него смотрели, и видели Господа нашего пред нами всегда, как пророк о себе воспел: «Всегда я видел Господа пред собою» (Пс. 15:8), то с гораздо большим опасением жили бы, и поступали в словах, делах, начинаниях и помышлениях наших! Ибо если пред царем земным, который такой же человек, как и мы, и даже пред низшею властью, осторожно поступаем, то тем более пред величеством Божиим осторожно и со страхом поступали бы, если бы помышляли, что Бог с нами и мы пред очами Его ходим, делаем и беседуем.

    Вездесущие нам представляет Его святое слово: «Бог наш на небесах и на земле. И далее говорит пророк: Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли во ад, Ты там; если подниму крылья мои поутру (по иному переводу: зари), и поселюсь на краю моря, то и там рука Твоя наставит меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138:7 – 10). То есть нет такого места, где бы Бог не присутствовал, но на всяком месте Он есть. Он не заключен в каком-либо месте и не ограничен каким-либо местом, но со мной есть, и с тобой есть, и со всяким человеком, хотя Его и не видим, как Духа невидимого, но чувствуем, как Он часто присутствует с нами в скорбях, помогает нам в искушениях наших, и в печалях утешает, и воздыхания, желания, движения и помышления духовные и святые возбуждает, в совести нашей грехи наши открывает, и опечаливает нас на пользу нашу, и кающихся и сожалеющих утешает.

    Итак, пред Ним делает человек все, что ни делает, пред Ним говорит все, что ни говорит, пред Ним помышляет все, что ни помышляет, или добро, или зло. Рассуждение и размышление об этом свойстве Божием учит нас:

    1)  Воздавать величеству Его достойную честь в словах, делах и помыслах. Если пред земной властью и пред отцами нашими плотскими благоговейно поступаем, то тем более пред очами Божиими благоговейно и со страхом поступать должно.

     2) От греха всякого беречься, чтобы не опечалить Его, и на себя праведный Его гнев не подвигнуть, ибо всяким грехом Он опечаливается. Бережемся бесчинствовать пред царем земным, а тем более пред Богом, Небесным Царем (должно беречься). Тяжко христиане согрешают, когда Ему, как присутствующему, не воздают достойной чести и благоговения, закон Его святой пред очами Его нарушают. Рассуждай об этом и увидишь сам.

    3) Надеяться на Него везде и на всяком месте, так как Он везде с нами есть, и с пророком дерзать и говорить: «Если и пойду посреди тени смертной, не убоюсь зла, ибо Ты со мною» (Пс. 22:4).

    4) Везде и на всяком месте Ему молиться, призывать Его, петь и хвалить Его. «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его во истине» (Пс. 144:18).

     5) Также учит страху, так как бояться и трепетать Его убеждаемся. Ибо кто не убоится Его, рассуждая о Его величестве и присутствии: «Кто не убоится Тебя, о Царь народов?» (Иер. 10:7), — говорит пророк. Рассуждай чаще об этом, брат, и всегда будешь чувствовать новое доброе движение внутри тебя. Это тебя в страхованиях бесовских ободрит и укрепит, в напастях увеселит, от греха отвратит, и в подвиге против него укрепит, и за содеянные грехи усердно и с сожалением каяться подвигнет, и истинную в тебе молитву возбудит. Спасайся.

     

     

    О благости и долготерпении Божием

     

    Еще тебе о том же напоминаю, напоминая же и благости Божией и долготерпению удивляясь, и тебя к тому побуждаю. Воистину дивная и непостижимая к нам благость Божия и долготерпение! Бог везде есть и со всяким человеком; человек пред очами Его грешит и закон Его святой и вечный разоряет. Какой царь стерпит, видя, что пред глазами его закон его нарушается, и не казнит законопреступника? Не слышно того.

    Бог наш не таков. Он видит, как человек закон Его разоряет, и терпит, и не казнит его. И не только терпит и не казнит, но не перестает ему и благотворить, подавая ему пищу и одежду, и блага Свои, защищает и сохраняет его от губителя дьявола, который все пути и следы грешника наблюдает, чтобы его погубить и душу его восхитить, и в ад низринуть, но Бог ему не дозволяет. Человек прогневляет Бога, но Бог милости Своей от него не отнимает. Человек от Бога отступает, но Бог еще его не оставляет. Человек во след дьявола идет и себя ему предает, но Бог запрещает дьяволу взять его и в погибель свести. Видишь благость Божию и долготерпение! Знай же, что эта «благость Божия ведет» грешника «к покаянию» (Рим. 2:4). Из этого учимся:

    1)  Истинному покаянию и сожалению, что мы величеству Его достойной не воздавали чести и благоговения.

    2) Впредь беречься закон Его святой нарушать.

     3) Благодарить Его от сердца, что Он нас не погубил в беззакониях. Рассуждай об этом, и зародится в тебе дух истинного сожаления и печали ради Бога. Спасайся.

     

     

    О всеведении Божием

     

    Всеведение Божие тебе по возможности моей представляю. Бог Сам да поможет и мне в моем деле, и тебе в твоем чтении и рассуждении, и да напишет на моем и твоем сердце, как это, так и прочие Свои свойства, во славу Его и нашу пользу. Бог все знает, не только настоящее, но и будущее. «Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его» (Евр. 4:13). «С небес посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих: из уготованного жилища Своего посмотрел на всех живущих на земле Тот, Кто создал особо сердца их и вникает во все дела их» (Пс. 32:13 – 15). «Ты узнал, когда я сажусь и встаю. Ты уразумел помышления мои издали. Путь мой и жизнь мою Ты исследовал, и все на пути моем Ты предвидел» (Пс. 138:1 – 3). И далее: «Ибо тьма не будет темна от Тебя и ночь будет светла, как день. И далее: Неоконченное мое видели очи Твои, и в книге Твоей все будут записаны». Из этого святого учения познаем:

    1) Бог все созданные вещи знает и проницает их.

    2) Смотрит на все дела и помышления и слышит слова наши. Бог не имеет очей и ушей, так как бестелесен и дух есть, но в силу Его всесовершенного разумения и знания (можно сказать, что Он) весь око и весь ухо. Видит и слышит все Тот, Который создал око, чтобы видеть, и ухо, чтобы слышать. «Устроивший ухо не услышит ли? и Создавший глаз не увидит ли?» (Пс. 93:9).

    3) Нет пред Ним сокровенного и темного места, но все Ему явно. Нет тьмы и ночи, но всегда ясный день: и ночь пред Ним как день, и тьма как свет. У нас ночь и день, тьма и свет, но у Бога всегда день и свет, равно видит, как ночью, так и днем, и как во тьме, так и во свете творимое. Если помышление видит, то тем более дело. Ибо большее (чудо) видеть помышление, нежели дело, во тьме творимое.

    4) Сколько на свете ни есть людей, Он каждого из них слово, дело и помышление знает, и смотрит, и примечает. Причем, всякого человека слово, дело и помышление, днем или ночью творимое, так явно Ему и известно, как бы только на него одного смотрел и внимал ему, все прочие создания оставив, чтобы только за ним одним наблюдать. Рассуждай об этом.

    5) Что человек делает, мыслит и говорит, доброе или злое, все это в книге Своей записывает и воздает всякому по делам его. Внимай этому.

    6) Не только настоящее слово, дело и помышление наше знает и проницает, но и то, что будем делать, говорить, думать и замышлять, и начинать, и в какое время, час и день, все совершенно знает от самой вечности.

    Если о таком всеведении Божием будет размышлять человек и чувствовать в сердце, непременно последует в нем:

    1) Страх и трепет, и от этого осторожное в словах, делах, начинаниях, намерениях и помышлениях жительство и обращение.

    2)  Истинное покаяние и сокрушение о прежних грехах, и усердие впредь беречься от греха.

    3) Умная и сердечная молитва, внутри творимая, и воздыхание, так как Бог и сердечные помышления видит.

    4) Удаление от лицемерия, которое внешне показывает святость, но внутри злобу питает.

    5) Когда у человека нет благочестия внутри, то и внешне нет, каким бы себя ни показывал. Нет истинного страха Божия — нет и благочестия истинного. Ибо Бог не только на внешние дела, но еще более на сердце смотрит, и судит по тому.

    6) Отсюда видно, что беззаконное и бесстрашное житие — это знак безбожия, внутри сердца кроющегося. Таковой говорит в сердце своем: «Нет Бога» (Пс. 13:1), и потому таковые «говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» от Него (Тит. 1:16).

    7) Надо человеку, который хочет благочестиво жить, исправить внутреннее состояние, и как бы вновь родиться и обновиться. Ибо Богу ничто внешнее без внутреннего не приятно. Бог к душе и сердцу человеческому говорит и потому от души и сердца требует исправления и послушания. Если и не убивает человек руками человека, но сердцем злобится на человека, то он убийца пред Богом. Если и не согрешает телом с чужой женой, но сердцем пожелает чужую жену, то он прелюбодей пред очами Божиими. Не крадет руками, но хочет и желает похитить чужое добро, — хищник пред Богом. Ибо как внешнее дело и человек видит, так Бог и внутреннее равно видит, как и внешнее. Итак, надо человеку внутреннее состояние исправить, если хочет угождать Богу, ибо Бог на сердце смотрит, — и тогда по исправлении сердца и внешние исправные дела последуют. Итак, учись от размышления о всеведении Божием сердце свое исправлять, чтобы и внешние дела твои правыми были. Иначе человек будет как яблоко, снаружи красивое, но внутри гнилое и червивое, или как гроб покрашенный, внешне красивый, но внутри смрадный.

    Желая (полнее) изобразить всеведение Божие как в твоем, так и в своем разуме, поскольку сие весьма нужно для истинного богопочитания и для нашей пользы, еще о том тебе (рассуждение) предлагаю, дабы глубже вкоренилось в сердцах наших.

    Ты, как только хочешь что-либо начинать и делать, то вспомни, что Бог с тобой есть, и уже знает твою мысль, и так рассуди, согласно ли воле и закону Божию начинание твое, или противно. Если согласно, то в помощь Его призови и молись, говоря: «Господи, благослови и помоги», — и начинай, и делай. Когда явно видишь, что это противно Ему, то удержись от того и также молись Ему, говоря: «Господи, помоги мне». Бог же, видя твое хотение и желание добра, и отвращение от зла, и старание, подаст руку помощи Своей. Люди, желая беззаконие сделать, ищут сокровенных мест.  Блудники и воры ночь и тьму любят. Лихоимцы и мздоимцы тайно берут мзду. Лукавцы, хитрецы, льстецы, лицемеры и злобники внутри себя скрывают зло свое, и все дела темные во тьме делают, как сыновья тьмы. «Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин. 3:20). Все таковые стараются укрыться, но обманываются бедные, ибо они от людей скрываются, но от Бога, Который есть свет, светлее всякого света, и свидетель их злодеяний, укрыться не могут нигде и никак, так как Он везде с ними, и всякое их злодеяние видит, и в книге Своей записывает, и воздаст им по делам их. Пророк Божий вопиет к таковым: «Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: «Кто увидит нас? и кто узнает нас?» (Ис. 29:15). «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? — говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? — говорит Господь» (Иер. 23:24). Ты держи в уме всегда вышеприведенное слово: «Куда пойду от Духа Твоего», и прочее, — и то, что от Бога не только в доме, во тьме, в ночи, в земле и под землей, в глубине и в аду, но и в тайне сердца скрыться невозможно, ибо «все обнажено и открыто перед очами Его» (Евр. 4:13).

    Также, когда захочешь что-либо сделать, вспомни, что Бог знает, ради чего ты хочешь это делать и для чего. Если уклоняешься от зла и творишь добро, то подумай еще, что и какая цель тебя к тому побуждает, а именно, Божия воля и честь, или своя польза, и людская похвала, и тщеславие; страх Божий, или страх человеческий, — все это Бог знает. Знай точно, что все то Богу неугодно, что не ради Бога делается. Потому и от зла уклоняться, и добро творить должно ради Бога, потому что Он одно запретил, а другое повелел, одного не хочет, а другого хочет, одним оскорбляется, а другим благоугождается. И человеку, как видим, неприятно то, что не ради него делается, а тем более Богу, Который тонко и совершенно проницает дела наши и начинания. Итак, надо исправить сердце и учить его, чтобы воле Божией покорялось и волю Божию любило, и ей следовало, а не своему мудрованию и похотению. Рассуждай об этом, и что творишь и начинаешь творить, то все к этому правилу прикладывай.

     

     

    О премудрости Божией

     

    Ныне хочу немного тебе написать о премудрости Божией, или точнее, подивиться о ней. Да будет мне в том предводителем сама ипостасная Божия премудрость — Иисус Христос, «Который сделался для нас премудростью от Бога» (1 Кор. 1:30). Премудрость Божию познаем из создания и устроения мира и дивного о нем Промысла; видим и в святом Его слове, где различно она нам представляется. Пророк поет Ему: «Все премудростью Ты сотворил» (Пс. 103:24). «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом» (Притч. 3:19). Дивное смотрение ее видим в твари: нет ничего из сотворенного, что бы не было устроено к надлежащей цели и пользе нашей и славе Самого Творца. Для солнца устроил Творец непрестанное течение, и приближение к нам, и удаление от нас: «солнце познает запад свой» (Пс. 103:19), — чтобы оно то ночь, то день, то утро, то вечер делало. Заходит солнце — и оставляет ночь для упокоения нам и скотам нашим. Восходит солнце — и пробуждает нас к деланию. «Выходит человек на дело свое, и на делание свое до вечера» (Пс. 103:23). Отходит от нас солнце на юг — и оставляет нам осень и зиму, и делается свободный путь через реки, озера и болота, морозом стянутые, и остается земля и земледельцы в покое. Земля снегом, как одеянием, покрытая почивает, и готовит себя к произведению плодов своих, а земледельцы собирают в покое новые силы и ждут наступающей весны. Приближается к нам солнце — и делает весну и лето. Земля почившая, и напоенная влагой снежной, и лучами солнца согретая, производит плоды свои, одевается благоцветущими травами и подает нам, как мать сосцы свои чадам, вкушать благости и щедрот Божиих, которыми обогатил ее Творец всех.

    Так устроила дивная премудрость Божия, чтобы все дивным Его созданием и устроением пользовались. Солнце высоко постановил Творец, чтобы всю поднебесную просвещало. Тончайший воздух сотворил, чтобы солнце сквозь него на землю лучи свои испускало и птицы удобно по нему летали. Без воздуха невозможно животным жить, плодам расти, поэтому воздух к оживлению всего дивная премудрость Божия устроила, а без воздуха все бы исчезло. Луну сотворил для различения и познания времен: «Он сотворил луну для (указания) времен» (Пс. 103:19). Звезды сотворил для сияния в ночи и прочих причин, астрономам известных. Земля создана плотной, толстой и твердой, чтобы была обиталищем людей и скотов; плодовитой, чтобы, как мать, питала плодами своими людей и скотов. Деревья насадил на земле, чтобы мы имели чем созидать дома наши и согревать их; леса и дубравы, чтобы были жилищем для зверей. Озера, реки и источники создал, чтобы напаивали нас и скотов наших. Травы насадил, чтобы служили для врачевания немощей наших и для насыщения скотов наших. Огонь подал нам для устроения хлеба, варения пищи и согревания покоев наших. Так и прочие твари устроил премудрый и благой Создатель наш для доброй цели; и нет такой вещи, которая не была бы создана для нашей пользы. Самая последняя вещь, если возьмешь ее в рассуждение, подаст тебе повод весьма удивляться премудрости и благости Божией, так что с пророком убедишься исповедаться Ему: «Все премудростью Ты сотворил» (Откр. 4:11).

    Но Тот же премудрый и преблагой Создатель как премудро сотворил мир, так премудро и промышляет о сотворенном мире, и все дивно к надлежащим целям направляет. Возьмем здесь в рассуждение историю о святом Иосифе и удивимся дивному о нас Божию смотрению и Промыслу, о котором в книге Бытия и псалме 104 поминается. Позавидовали ему братья его, так как он весьма был любим отцом по причине своего добронравия. Ибо зависть всегда благополучию другого завидует и тогда исчезает, когда проходит благополучие его. Продали святую и непорочную душу в Египет. Сделался рабом в доме Пентефрия египтянина. Оклеветан неповинный похотливой женщиной, и ввергнут в темницу, и сидел в узах праведный. В то время увидел сны дивные Фараон, и не нашлось никого, кто бы их царю рассудил и истолковал. Тогда поведали ему об Иосифе, искусном в таком деле, но заключенном в темнице. Извели из темницы Иосифа по повелению цареву, истолковал сны царю и предвозвестил прежде урожай, а потом голод. Познал и признал царь истинным толкование его, как и было оно истинным, уразумел, что в Иосифе Дух Божий живет и что он способен к управлению царством его, и поставил его господином всего Египта. И собрал Иосиф довольно и преизобильно хлеба во время урожая, и пропитал во время голода не только Египет, но и дом отца своего. Об этом в Псалме 104-м так написано: «И Он призвал голод на землю: всякий стебель хлебный истребил. Послал пред ними (праотцами) человека: в рабы продан был Иосиф. Стеснили оковами ноги его, в железо вошла душа его, пока не пришло (во исполнение) слово его, слово Господне воспламенило его. Послал (за ним) царь, и разрешил его; владетель народов, и освободил его. Поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим, чтобы он наставлял вельмож его, как себя, и старейшин его учил мудрости». Видим здесь премудрый и дивный Промысл Божий о рабе Своем и о людях Своих. Братья его умышляли против него зло, но Бог это обратил ему в добро, и всем людям в добро, как сам же Иосиф признал это. «И сказал (братьям) Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Быт. 50:19 – 20). При рассуждении о премудрости Божией учимся:

    1) Предавать себя Промыслу Его и не волноваться умом туда и сюда, но ждать конца в напастях наших.

    2) Учимся терпению в злострадании и носить крест, на нас от Него возложенный.

    3) Учимся надеяться не на себя, и князей века, и прочие создания, но на Него, ибо Он один может нам помочь.

    4) Учимся и сами дела наши с помощью Его направлять к доброй цели, то есть к славе имени Его святого.

    5) Учатся власти подвластных, господа рабов, родители чад наказывать для доброй цели, то есть для исправления и созидания их, тело и плоть их свирепеющую сокрушать, но душу исправлять.

    6) Все христиане должны внимать апостолу: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:1516). Рассуждай об этом и поучайся в том. Премудрый и преблагой Иисус да умудрит нас во спасение наше.

     

     

    О правде Божией

     

    Желая тебе предложить (рассуждение) о правде Божией, вспоминаю и суд Божий праведный, который будет в последний день, и потому пишу дрожащей рукой. Ибо как благость Его утешает и ободряет, так правда Его в страх и трепет приводит не только нас, грешных, но и святых Его. Правда Его в том состоит, что Он всем воздает по делам их. Правда Божия познается из наказаний своевольных и беззаконных людей, и защиты благочестивых и богобоящихся людей. Об этом во многих местах Святого Писания, особенно Ветхого Завета, читаем и видим. Наиболее же явно откроется и познается (правда Божия) в день Страшного Суда Христова. Ибо не все своевольные здесь наказание принимают, но иные соблюдаются (для наказания) на тот день. Тогда всякому воздастся по делам его. Хотя ныне и свирепеют ненаказанные люди, и мечтают, что с них того не взыщется, однако же не избегнут тогда суда Божия, который будет для них тем страшнее, чем дольше ожидала их покаяния благость Божия. Ибо таковые сами «себе собирают гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим. 2:5), по апостольскому учению. Познание и чувствование правды Божией приводит человека:

    1) В страх, так что будет трепетать суда Божия.

    2) В покаяние и познание грехов и сокрушение. Ибо если за слово праздное воздадут люди ответ в день суда (Мф. 12:36), то тем более за прочие тяжкие грехи.

    3) Возбуждает воздыхание сердечное и молитву, так что с пророком будет вопить ко Господу: «Не входи в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живых» (Пс. 142:2).

    4) Приводит к терпению, так как человек, когда здесь наказывается как-нибудь, признавать будет, что достойно наказывается, говоря с Псаломником: «Праведен Ты, Господи, и праведны суды Твои» (Пс. 118:137). Итак, признавая свою виновность и Божие праведное наказание, покроет молчанием уста свои. Ибо Бог никого не обидит, но, что ни делает, праведно делает.

    5) Рассуждая о Божией правде и своей виновности, не только будет терпеть приключающееся зло, но и будет желать и просить, чтобы здесь наказан был, дабы с миром не осудиться. Ибо лучше здесь кратко и легко наказанным быть, нежели там вечно и жестоко. Рассуждай же о правде Божией и будешь неподвижен ко всякому бесчинному деянию, страхом, как гвоздями, пригвожден. Рассуждай о правде Божией, и будешь с усердием каяться за прежние грехи, будешь воздыхать и молиться усердно об отпущении грехов, будешь терпеть всякое приключившееся бедствие. Спасайся.

     

     

    Что значат слова апостола: «Который (Христос) предан за грехи наши» (Рим 4:25)?

     

    Ты спрашивал, что значат слова апостола: «Который (Христос) предан за грехи наши» (Рим. 4:25)? Ответ: и здесь правда Божия нам открылась. Мы все согрешили и достойны были вечного наказания, но Христос Сын Божий волей Своей и благоволением Небесного Своего Отца взял грехи наши на Себя и наказание за грехи и потому «изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис. 53:5). Христос неповинен был: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Петр. 2:22). Наказан же Христос Спаситель наш за наши грехи, чтобы мы, верующие в Него, навечно не были наказаны. Здесь видим правду Божию, Христовым страданием восполненную, а к нам, согрешившим, неизреченную Божию благость и человеколюбие. Слава щедротам Его безмерным, которым себя и тебя поручаю. Спасайся.

     

     

    В страдании Христовом премудрость Божия, изобрела путь ко спасению нашему

     

    В страдании Христовом видим и премудрость Божию, которая там изобрела путь ко спасению нашему, где, казалось, не было пути. Бог праведен и благ. Поскольку Он благ, то хотел спасти погибший род человеческий, а поскольку праведен, то нужно было Ему не оставить грех человеческий без наказания. Ибо несходно было бы с правдой Его — грех оставить без казни. Здесь премудрость Божия изобрела и устроила так, что и грех без наказания не остался, ибо Сын Божий за грех пострадал, и род человеческий спасение получает, и так страдание Христово и правду Божию и благость Божию утвердило. За это благодарим и поклоняемся человеколюбивому и премудрому Богу нашему, и хвалим святое имя Его, да сподобит и нас, грешных, Своего человеколюбия, которому как себя, так и тебя, и всех, имя Его нарицающих, поручаю. Спасайся.

     

    Использованные при создании странички книги:
    Тихон Задонский:
    Труды, 5 томов.Читать.
    Феофан Затворник:
    Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться.Читать.
    Путь ко спасению.Читать.
    Начертание христианского нравоучения.Читать.
    Никодим Святогорец:
    Невидимая брань.Читать.
    Вениамин Федченков:
    О Богослужении православеной церкви.Читать.
    Библиотеки в интернете
    Pravmisl.ru
    Церковь.ру
    НИ-КА