На главную

СВЯТООТЕЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

СБОРНИКИ:

1. Благодать Божия
  • Благодать Божия - основа духовной жизни.Читать.
  • 2. О вере и познании Божием
  • О слепоте человеческой и духовном просвещении.Читать.
  • О вере.Читать.
  • О чтении и слушании слова Божиего.Читать.
  • О познании Божием.Читать.
  • О христианской должности к Богу:
  • - О должном послушании Богу.Читать.
    - О прославлении имени Божия.Читать.
    - О жертве христианской.Читать.
    - О подражании Богу.Читать.
    - О печали ради Бога.Читать.
    3. Создание человека и грехопадение
  • С какой целью Бог создал человека.Читать.
  • Грехопадение.Читать.
  • Состояние грешника.Читать.
  • О познании собственных грехов.Читать.
  • О сердце человеческом.Читать.
  • О немощах и болезнях души.Читать.
  • О некоторых грехах особенно:
  • - О совести.Читать.
    - О необходимости обличения.Читать.
    - О гордости.Читать.
    - О зависти.Читать.
    - О гневе и злобе.Читать.
    - О клевете и осуждении.Читать.
    4. О покаянии и духовном пробуждении.
  • О презрении мира, смерти, суде, муке вечной и жизни вечной:
  • - О муке вечной и о жизни вечной.Читать.
    - О смерти.Читать.
    - О муке вечной и суде Божием. Читать.
    - О вечной жизни.Читать.
    - О презрении мира.Читать.
    - Дивный старец.Читать.
    - Очерк просветленного благодатию внутреннего состояния.Читать.
  • Как Бог призывает грешника на покаяние.Читать.
  • Что есть покаяние.Читать.
  • 5. Спасение во Христе.
  • О Евангельской спасающей вере.Читать.
  • О искуплении.Читать.
  • Как Господь Иисус Христос грешника призывает.Читать.
  • Как Христиане должны принимать Христа.Читать.
  • Всякому ли греху отпущение бывает.Читать.
  • Богомысленное размышление о пресвятых страданиях Господа нашего Иисуса Христа.Читать.
  • Исповедание и благодарение Христу.Читать.
  • О Христианской должности ко Христу Сыну Божиему:
  • - О любви ко Христу.Читать.
    - О почитании страстей Христовых.Читать.
    - О том, чтобы последовать Христу.Читать.
    - Страдания Христовы должны христианина подвигнуть к убеганию от греха.Читать.
  • О спасении в церкви:
  • - Об усыновлении нашем Богу.Читать.
    - О святом Крещении.Читать.
    - О святой Церкви.Читать.
    - О Литургии.Читать.
    - О причащении.Читать.
    - О почитании Божией Матери.Читать.
    6. О духовном возрождении.
  • О плодах покаяния.Читать.
  • О том, что каждый христианин должен показывать плоды веры и нового рождения.Читать.
  • Христианин, верою во Христа оправданный, должен являть плоды правды, как дерево доброе приносит добрые плоды.Читать.
  • О борьбе со страстями:
  • - О памяти Божией.Читать.
    - Страсти как помеха духу возгореться любовию к Богу. Они должны быть изгнаны.Читать.
    - Позволительный гнев.Читать.
    - Разные степени развития страсти: страстные мысли, чувства, желания и действия. Борьба с ними.Читать.
    - Значение молитвы в деле борьбы со страстными помыслами. Примеры.Читать.
    - Выдержки из преподобных Исихия и Пимена о борьбе со страстями.Читать.
  • О духовной жизни:
  • - Никогда не доверять себе.Читать.
    - О надежде на единого Бога.Читать.
    - О духовном руководителе.Читать.
    - Упражнения, способствующие к образованию душевных сил по духу христианской жизни.Читать.
    - О уединении.Читать.
    - О молитве.Читать.
    - Молитвенное правило.Читать.
    - О молитве самим слогаемой. О Иисусовой молитве. О успехе в молитве.Читать.
    - О сердечной теплоте и сухости сердца.Читать.
  • О христианских добродетелях:
  • - О благородстве, достоинстве и красоте души человеческой.Читать.
    - О страхе Божием.Читать.
    - О смирении.Читать.
    - Об узком пути.Читать.
    - О благодарении Богу.Читать.
    - О любви к Богу.Читать.
    - О терпении.Читать.
    - О надежде.Читать.
    - О любви.Читать.
    - О любви к ближнему.Читать.
    - О милости к ближнему.Читать.
    - О прощении согрешений ближнему.Читать.
    - О любви к врагам.Читать.
    - О постоянстве и конечном пребывании в вере.Читать.
    7. О торжестве и славе вечной избранных Божиих.
  • О воскресении христиан.Читать.
  • О втором пришествии Христовом.Читать.
  • О жизни будущего века.Читать.
  • Христианин, верою во Христа оправданный, должен являть плоды правды, как дерево доброе приносит добрые плоды

     

    «Он (Христос) грехи наши Сам вознес Телом Своим на дре­во, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Петр 2:24).

    «Если вы знаете, что Он (Бог) Праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него» (1 Ин.2:29).

    «Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не лю­бящий брата своего» (1 Ин.3:10).

     Христианин в святом Крещении ве­рою во Христа оправдался и чистым перед Бо­гом сделался так, как бы он никакого греха не сотворил. Потому служитель Божий этой спа­сительной Божией благодатью приветствует крестившегося: «Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Госпо­да нашего Иисуса Христа, и Духом Бога наше­го». То же и апостол Христов говорит христиа­нам: «но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:11). Дивная, любезный христианин, и умом на­шим непостижимая перемена, блаженная и всерадостная для нас, грешных! Из мерзкого грешника — праведным, и из нечистого — свя­тым и из сына погибели — наследником цар­ствия делается человек! Заслужил нам эту не­постижимую благодать Сын Божий, Иисус Христос, подает Милосердный Отец, соверша­ет Дух Святой. «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавле­ние ему» (Лк.1:68). Но оправдавшимся и освятившимся даром должно плоды оправдания показывать, долж­но правду ту, верою воспринятую, делами пра­ведными свидетельствовать, дабы показать, что они истинно родились от Бога, Который есть вечная Правда, по сказанному: «Если вы знаете, что Он (Бог) Праведник, знайте и то, что вся­кий, делающий правду, рожден от Него» (1 Ин.2:29). То есть из творения правды познается рожденный от Бога человек.

     Чтобы уразуметь, христианин, что значит творить правду, внимай следующему рассуждению.

    Правда есть такая добродетель, которая учит нас всем должное отдавать, и потому она есть всеобщая добродетель, все добродетели в себе заключающая. Она учит, что мы Богу и ближнему нашему отдавать должны, и всякая, какая ни есть, истинная добродетель, в правде заключается. Она во всех десяти заповедях Божиих изображена, как и всякая истинная доб­родетель, и потому заповеди Божии исполнять и правду творить — одинаково. А как правда всякую добродетель, так неправда всякий грех в себе заключает, и когда человек какую запо­ведь Божию разоряет, то он делает неправду и против правды грешит, и так всякий грех — про­тив правды.

     Итак, правда требует от нас, чтобы мы Бога единого, Которым созданы, знали, и кроме Него никаких богов не признавали, Его едино­го почитали, любили, боялись, слушали, при­зывали, на Него единого надеялись, уповали, и имя Его святое с почитанием и благоговением поминали. Та же правда хочет от нас, чтобы мы ближнему нашему, то есть всякому человеку, того не делали, чего не хотим себе, и то делали, чего хотим себе. Это Христос в Евангелии Сво­ем изобразил так: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12). А поскольку никто не хочет себе зла, то по силе правды и сам не должен творить или хотеть ближнему зла, и всякий хочет себе добра, то и ближнему должен хотеть и творить добро. Отсюда следует, что как грешит против правды тот, кто ближнему зло творит, так и тот, кто добра не творит, когда может. Ибо человек не все, что хочет, может.

     Из этого можно пра­вильно заключить, что и врагам нашим долж­ны мы не только не делать и не желать зла, но должны желать и делать добро. Ибо как не хо­тим мы, чтобы они нам делали зло, так хотим, чтобы делали добро, потому и сами должны того, чего не хотим от них, им не делать, и что хотим от них, им делать. Из этого следует, что мы грешим, когда врагам нашим обиду за оби­ду и зло за зло воздаем и мстим. Ибо как они худо делают, что нас обижают, так и мы также худо делаем, что обидою обиду награждаем. Ибо зло есть зло, прежде ли оно, или после де­лается. И потому, кто зло за зло воздает делом или словом, хотя и не прежде, но после, одна­ко делает зло. Посему апостол говорит: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим 12:21). И Христос повелевает христианам: «Любите вра­гов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44).

    Бесспорно, что человеку невозрожденному правду эту, как и всякую правду, творить невоз­можно, ибо от природы каждый зол, и ко злу помышление его клонится (см. Быт.6:5), но обновившемуся благодатью Духа Святого, и рожденному от Бога, Который «повелевает сол­нцу Своему восходить над злыми и добрыми и по­сылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45), должно растление, злость и немощь ес­тества своего силою Духа Святого побеждать и делать не то, что страстная плоть хочет, но что Христос хочет и долг правды требует, да пока­жет, что он подлинно оправдан, подлинно рож­ден от Бога, Который всем, добрым и злым, друзьям и врагам Своим, благотворить не пре­стает, что подлинно облекся во Христа, как учит апостол: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Галл.3:27), Который нас, вра­гов Своих, возлюбил и предал Себя за нас, как написано: «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего» (2Кор.5:15). Ибо любящих себя любят и язычники, мытари и грешники, верою не просвещенные и не возрожденные, как го­ворит Христос: «Если любите любящих вас, ка­кая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то бла­годарность? Ибо и грешники то же делают» (Лк.6:32-33).

    Христианам же, как рожденным свыше, должно выше язычников восходить и плоды вышеестественного рождения показывать, да так засвидетельствуют о себе, что они истинно на деле, а не по имени только христиане, ис­тинно новая о Христе тварь, истинные Отца Небесного чада, истинно одеждою оправдания Христова облеченными пребывают и хранят ее.

    Истинно и то, что первейшая любовь дол­жна быть явлена к друзьям и братии о Христе. Ибо и Бог более любит любящих Его, как го­ворит Христос: «Кто любит Меня, тот возлюб­лен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его» (Ин.14:21). Однако не отнимает и от врагов Своих любви Своей, когда солнце Свое на них сияет и посылает им дождь, терпит грехи их, ожидает обращения их, посылает им средства к обраще­нию, и прочее.

    Так подобает и христианам под­ражать Отцу своему Небесному и не отнимать любви своей от врагов своих. Такие плоды прав­ды желал видеть апостол в христианах: «Молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более воз­растала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведнос­ти Иисусом Христом, во славу и похвалу Божию» (Флп.1:9-11).

    Итак, видишь, христианин, что значит тво­рить правду. А именно: единого Истинного Бога знать, Его более всего бояться, любить, почи­тать, слушать, на Него всю надежду полагать, со смирением и терпением Ему покорять серд­це свое, и от Него единого всего добра просить и ожидать, и друг к другу взаимную и нелице­мерную любовь иметь и показывать. К этому нас Слово Божие и совесть наша руководству­ет, для этого мы возрождены, обновлены и оп­равданы в святом Крещении, чтобы приносить плоды правды. «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомуд­ренно, праведно и благочестиво жили в нынеш­нем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы изба­вить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит 2:11-14).

    Итак, внимай сему, возлюбленный христиа­нин, и примечай, каковы приметы истинных христиан, которые веру оправдывающую в сер­дцах своих, как неоцененное сокровище, носят. Ибо хотя вера святая и есть дар духовный, ника­ким чувствам не подлежащий, однако внешне она проявляет себя плодами своими, как доб­рое дерево, и как искра, находящаяся в пепле теплотою своею, или как добрая и благовонная мазь, находящаяся в сосуде, благовонием сво­им. Ибо где вера святая, истинная и живая, там и благодать Святого Духа обитает, а где благо­дать Духа Святого, там «плод духа: любовь, ра­дость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галл.5:22—23). Давид святой, когда вопросил Господа: «Гос­поди! Кто обитает в жилище Твоем? Или кто вселится во святую гору Твою?» — такой ответ через Духа Святого в сердце своем получил: «Тот, кто поступает непорочно и делает правду, говорит истину от сердца своего», и прочее (Пс.14:1—2 и след.), — что и нам в наставление наше объявил и написал. Жилище Божие есть Цер­ковь святая, Кровью Христовою омытая и ос­вященная (см. Тим 3:15); гора святая есть небо; горний Сион — вечное и блаженное избранных Божиих жилище, как говорит апостол: «оттого мы воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2Кор.5:2). Совершенно без порока не нашелся никто из людей, потому что по свидетельству Писа­ния, «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23). Один Христос «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Петр 2:22).

     Кто истинно и сердечно верует во Христа и, верою во Христа оправдавшись, приносит плоды оправ­дания без всякого лицемерия, тот поступает непорочно и обитает в жилище Божием, то есть в Церкви святой, и когда «будет верен до смерти» (Откр.2:10), вселится во святую гору Божию. Такой «показывает веру свою от дел своих» (Иак.2:18); такой «бодрствует и хранит одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Откр.16:15); такие люди — земля добрая, приемлющая благословенное семя Божиего Слова, и «иной приносит плод в терпении во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в трид­цать» (Мф.13:23; Лк.8:15). Это те, которые «на­саждены в доме Господнем, и во дворах Бога на­шего процветут» (Пс.91:14). Это приметы и до­казательства истинных христиан — в том, что они делают правду, по учению апостола: «Знай­те, что всякий, делающий правду, рожден от Него» (1 Ин.2:29), — как и ложных христиан до­казательство в том, что они не делают правды: «Всякий, не делающий правды, не есть от Бога» (1 Ин. 3:10). Рассудив об этих приметах истинных хрис­тиан, осмотримся, христианин, находимся ли мы среди них, и постараемся принести плоды достойные покаяния, да не услышим от Госпо­да в день Его: «Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк.13:27).

     

     

     

     

    Использованные при создании странички книги:
    Тихон Задонский:
    Труды, 5 томов.Читать.
    Феофан Затворник:
    Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться.Читать.
    Путь ко спасению.Читать.
    Начертание христианского нравоучения.Читать.
    Никодим Святогорец:
    Невидимая брань.Читать.
    Вениамин Федченков:
    О Богослужении православеной церкви.Читать.
    Библиотеки в интернете
    Pravmisl.ru
    Церковь.ру
    НИ-КА