Спасибо, что сохранили!
Недавно Интернет потрясла удивительная новость: через восемь десятилетий нашлись подлинные иконы Покровской церкви.
А передал достояние народа жителям села Ухтым Валерий Владимирович Алданский, долгое время живший в селе Ухтым. Здесь родина его родителей. И окончил он Ухтымскую школу.
Из Ухтыма же был призван в армию. Здесь начинал свою трудовую деятельность. Затем несколько лет жил и работал в Якутии, а в начале 80-х вновь вернулся в Ухтым. Однажды в заброшенном здании библиотеки он нашел старинные иконы ухтымской церкви и сохранил их.
Его отец, Владимир Архипович Собачкин, уроженец деревни Плоская Ухтымского сельского Совета, известен как участник Великой Отечественной войны, награжденный орденом Отечественной войны 2 степени и медалью «За оборону Сталинграда», и как опытный руководитель.
В 1953 году, после окончания высшей партийной школы, был назначен председателем колхоза «Имени Котовского», который возглавлял восемь лет. Три года работал председателем Ухтымского сельского Совета. Затем, переехав в поселок Богородское, работал в райпотребкооперации. Был награжден медалью «За доблестный труд, в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина».
Исследовательская работа. «Покровская церковь села Ухтым – памятник архитектуры восемнадцатого века»
Удивительное рядом.
Вот в этом здании, ранее принадлежавшем церковнослужителям, в 1939 – 1980 годах располагались аптека (слева), сельский Совет и сельская библиотека (справа).
После того, как аптека, сельсовет и библиотека перешли в новые здания, некоторое время эти помещения оставались заброшенными.
Валерий Владимирович случайно зашел в помещение бывшей библиотеки и за оборванными обоями, за прошедшие десятилетия наклеенными в пять слоев, обнаружил старинные иконы.
Удивлению не было предела! 45 штук – целый иконостас! Решил перенести необычную находку в родительский дом, где в то время жила его мать, Анастасия Андреевна, трудолюбивая и скромная, разрешившая поместить иконы на чердаке и не делилась ни с кем впечатлениями о необыкновенной находке сына.
Так долгие годы иконы хранились на чердаке дома Собачкиных.
Почему именно так Вы распорядились своей находкой?
«Про свою находку я рассказал старшему брату Геннадию, который многие годы работал на Севере, а после выхода на пенсию вернулся в Ухтым и жил в родительском доме.
Он тоже хранил эти иконы. Случилось так, что он тяжело заболел и уже в последние месяцы жизни попросил меня передать их священнослужителям. Я, выполняя волю брата, поехал в церковь, посоветовался с батюшкой, как поступить.
Батюшка сказал, что лучше всего найденные иконы вернуть прихожанам Покровской церкви, где они были первоначально. Так я и поступил: сдал некогда найденные мной иконы в администрацию поселения».
Сколько людей - столько и мнений.
На вопрос «Как бы вы поступили в таком случае?» многие от неожиданности теряются, разводят руками… Кто-то говорит, что еще бы раньше передал их в какую-либо из действующих церквей. Нашелся и такой человек, который предпочел бы «загнать иконы, чем даром отдавать». Большинство же жителей села удивляются случившемуся, искренне радуются находке и благодарят Валерия Владимировича за сохраненные иконы.
Общеизвестно, что не одному поколению россиян прививали атеистическое мировоззрение, поэтому при всеобщем атеизме другой, нашедший иконы, мог бы с ними что угодно сделать. Известно немало случаев вандализма.
Когда безжалостно и бездумно уничтожалось церковное имущество, некоторые жители не просто бесцельно уносили домой церковную утварь и иконы, а пытались кощунственно приспособить в быту. Так каменными плитами выкладывали полы в ограде, дорожки около дома, а иконы использовали для изготовления мебели.
Последние служители Покровской церкви.
В 30-е годы прошлого века церковь Покрова села Ухтым, как и большинство храмов России, постигла трагедия. Начались гонения на церковнослужителей, грозили закрытием церкви.
Священник Зиновий Поломский и Климентий Игонин пешком ходили в г. Киров просить разрешения оставить церковь в селе Ухтым действующей.
Разрешили, но службы проводили только по религиозным праздникам. Вскоре запретили и это, изгнали церковнослужителей, лишив и их, и прихожан возможности посещать храм, предав его осквернению и забвению.
Сегодня будет уместно сказать о последних служителях Покровской церкви.
В 20-30-е годы в ухтымской церкви служили священники: Александр Свечников, Аркадий Васенин и Николай Федоров. Дьяконом был Анатолий Петрович Вожженников.
Последним настоятелем храма был Федоров Николай Владимирович (годы жизни: 1871-1947). Его семья, где было пять дочерей, жила в доме, находившемся недалеко от церкви. В 1940 году он переехал в Нолинск, где и похоронен.
На фото Александр Свечников и Николай Федоров с членами своих семей.
Обязанности звонарей выполняли Шубников Елифер Александрович и Шабуров Михаил Прокопьевич.
В последний раз красили купола ухтымской церкви Шабуров Трифон Михайлович (д. Дворищи) и Бортников Афанасий Семенович (д. Чемерево).
До закрытия храма пели в церковном хоре Снигирева Анна Федотовна и Игонин Климентий Прохорович, церковный староста (он же продавал свечи).
Жаль, что погублена такая красота.
В 1935 – 1936 гг. сломали колокольню, а в 1939 году ухтымскую церковь закрыли окончательно. Часть имущества, принадлежавшего церкви, увезли в Богородское, часть растащили жители села
К счастью, еще есть в нашем селе старожилы, кто помнит то жестокое время, когда предавался осквернению и забвению храм Покрова.
Вспоминает Анна Федоровна Галкина: «В ухтымскую церковь я ходила вместе с мамой с пяти лет, вплоть до ее закрытия».
Иконостас был очень большой и состоял из икон разного размера. Помимо этого, иконы в дорогих окладах стояли на подставках вдоль стен. И стены храма были расписаны картинами из жизни святых.
Были иконы маленькие и очень большие, выше человеческого роста. Их рамы украшала красивая резьба с позолотой. Глаз было не оторвать от такого великолепия. Жаль, что погубили такой красивый храм, а то бы люди и сейчас любовались его красотой и величием.
Хорошо помню батюшку, Федорова Николая Владимировича. Когда его семью выселили из квартиры, они поселились в д. Решетники. Хотя церковь официально уже не работала, но по воскресным дням отец Николай вместе с женой ходили в церковь, где по-прежнему собирались прихожане.
Мы были детьми и ждали, когда на обратном пути отец Николай с матушкой будут проходить по нашей деревне Кабаны, потому что они всегда останавливались, как-то особенно вежливо здоровались и обязательно с нами о чем-нибудь говорили. Иногда они заходили в наш дом и мама кормила их скромным обедом, оправдываясь, что хлеб испечен наполовину с травой, на что батюшка благодарил и говорил: «Ничего, Мария, что Бог послал».
Жители Ухтымского поселения и перед войной, и во время войны работали на строительстве дороги, ведущей в Богородское и в Зуевку. Работал и мой старший брат Леонид. Он рассказывал, что кирпич с разрушенной колокольни возили на лошадях не только на ремонт дороги, но и в Богородское».
Достояние народа.
Даже не верится, как в самом посещаемом людьми месте почти полсотни лет эти иконы оставались нетронутыми? Когда и как попали они в здание сельской библиотеки?
Кто отважился спрятать их от лихих деяний? Кто аккуратно и бережно установил их, повернув ликами святых к стене, и оклеил обратную сторону дерева старыми газетами, а потом обоями? Почему никого не привлекли неровности стены, ведь иконы были самых разных размеров и толщины?
Возможно, это был не один человек, а несколько прихожан, желающих спасти от поругания хоть небольшую часть великого творения рук человеческих. Может быть спасать иконы от поругания помогал кто-то из церковнослужителей? Кто эти люди, долгие годы хранившие тайну? Работники сельсовета или библиотеки?
А, может быть, простые рабочие люди, кто оборудовал помещение под библиотеку? Ответы на эти вопросы, к сожалению, вряд ли мы когда-то узнаем. Несомненно одно: это были наши односельчане, единоверцы, и намерения их были самыми благими. Сегодня это сродни подвигу.
Сохраненные иконы будут теперь "служить" людям! И все размышления о ценности этих произведений искусства сегодня сводятся к одному, самому главному: для ухтымских жителей они бесценны, так как долгое время находились в Покровской церкви, «намолены» нашими предками.
Сегодня продолжается работа по восстановлению церкви Покрова. Многие жители села регулярно приходят на субботники, участвуя в очистке территории церкви. Думается, что не только верующие люди, но и все, кому дорога ухтымская земля, ее культурное наследие, проявят искреннюю заботу о сохранении памятника зодчества и архитектуры и примут в этом непосредственное участие.
Н. Самарина, с. Ухтым