О том, что каждый христианин должен показывать плоды веры и нового рождения
«Погреблись с Ним (Христом) Крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни», и прочее (Рим. 6:4 и след.).
Чтобы тебе, христианин, лучше познать, что есть новое рождение прежде всего предлагаю тебе рассуждение о смерти троякой.
Смерть трояка: телесная, духовная и вечная.
Телесная смерть — это разлучение души от тела. Сия смерть общая для всех праведных и грешных, и никому ее не миновать, как видим. Об этой смерти говорит Божие Слово: «Человекам положено однажды умереть» (Евр. 9:27).
Вторая смерть — вечная, та, которой грешники осужденные вечно умирать будут, но никогда не смогут умереть, пожелают обратиться в ничто по причине лютого и нестерпимого мучения, но не могут. Об этой смерти говорит Христос: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21:8).
Третья смерть есть — духовная, которой мертвы все, не верующие во Христа, истинную Жизнь и Источник жизни. Так же христиане, исповедующие Бога и Христа, Сына Божиего, но беззаконно живущие, сею смертью мертвы.
Что для тела человеческого душа, то для души Божия благодать. Посему как тело мертво, когда души в нем нет, так и душа мертва, если не имеет Божией благодати, оживляющей ее. Ибо как мертвый человек, хотя и имеет ноги, уши, глаза, руки, язык и прочие члены, однако ими не действует, ибо не имеет души, которая есть начало всех действий естественных, так и духовно мертвый, то есть во грехах живущий и похотям плотским служащий, безразличен к духовным делам, к Слову Божиему глух; имеет уши, но не слышит; Бога не боится, не почитает, не слушает Слова Его, не любит Его и ближнего своего; сердцем или злое, или суетное только замышляет, и весь безразличен к делу Божиему; лежит во грехах мертвый, как труп бездушный во гробе. Отсюда бывает, что в таком мертвеце Слово Божие совершенно не действует, и как в земле иссохшей, никакого плода не приносит, хотя и сеется небесное то семя.
Тот, кто во тьме, удаляется от света; тот, кто отлучается от жизни, пребывает в смерти; та ветвь, которая отторгнется от лозы, засыхает. Христос есть «Свет, Жизнь и Лоза истинная» (Ин. 8:12; 12:46; 11:25; 14:6; 15:1, 5). Следовательно, пребывают во тьме и смерти те, которые от Него отлучаются, и те засохшие ветви, которые от той живой Лозы отторглись. «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет», — говорит Христос (Ин. 15:6). Засохшая ветвь мертва, ибо сока, которым оживляется, не имеет и потому плода никакого не приносит. Так мертв человек, который от Христа, истинной Жизни, отлучается, и потому плода богоугодного приносить не может, как опять говорит Христос: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Отлучается же от Христа всякий законопреступник и к похотям мира сего прилепляющийся. «Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою» (2 Кор. 6:14)? Ибо как верою прилепляется человек ко Христу — истинной Лозе — и от Него сок благодати, живость духовную к плодотворению принимает, и так живет духовно, так когда веру живую погубляет, отсекается от благословенной Лозы той, и, как ветвь иссохшая, бывает мертв и плода приносить не может. Такой мертвец телом живет, но душою умер, как о вдовице сластолюбивой говорит апостол: «заживо умерла» (1 Тим. 5:6). Такого мертвеца Божия благодать как через внешнее Божие Слово, так и внутри, в совести вопия, ударяет: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14). Эта смерть тем бедственна, что ведет к еще более бедственной вечной смерти, поглощенный которой человек вовеки не увидит жизни. «Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36).
Но как смерть, так и жизнь трояка.
Первая — телесная, когда душа вместе с телом пребывает. Сия жизнь так же, как и смерть телесная, общая для всех праведных и грешных.
Вторая жизнь — духовная, которую соделовает Божия благодать, живущая в человеке. Как грех оскверняет человека и от Святого Бога отлучает (см. Ис. 59:2), и так умерщвляет, так вера и Божия благодать очищает человека, с Богом соединяет и оживляет. Ибо как вещи, к свету, например, к солнцу или светильнику приблизившиеся, принимают в себя свет и освещаются, так душа, верою к Богу приблизившаяся, принимает от Него свет и жизнь, и так просвещается и оживляется от присносущного Света и Жизни.
Третья жизнь есть жизнь вечная, преддверие к которой есть вышеописанная духовная жизнь. Ибо никто не войдет в вечную жизнь, если от мертвых дел не воскреснет ныне. Ибо «вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 22:15). Итак, человеку надобно непременно сначала здесь восстать, верою Христовою оживиться, и так отворится ему дверь к вечной жизни. «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом» (Откр. 20:6). «Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Ин. 5:12).
Как в плотском рождении духовно мертвыми рождаемся все, ибо в беззакониях зачинаемся и во грехах рождаемся (Пс. 50:7), так в духовном рождении, или Крещении, которое бывает водою и Духом, из мертвых духовно восстаем. Ибо Крещением сообразуемся смерти и Воскресению Христову. Ибо как Христос умер за грехи наши, и восстал плотью, так мы в Крещении умираем греху, которым духовно умерщвлены были, и восстаем духовно, и начинаем жить Богу. Умер Христос — умертвился и грех наш. Погребен Христос — погребен и грех наш. Восстал Христос из мертвых — умертвилась и смерть наша, как поет Церковь в день святой Пасхи: «Смерти празднуем умерщвление» (Песнь 7); и подано нам ныне восстание духовное от смерти греховной, которое верою в воскресшего Христа и Крещением бывает, в последний день — телесное и всесовершенное всего состава нашего обновление. Тогда сбудется слово написанное: «Поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (1 Кор. 15:54 – 55; Ос. 13:14). Итак, когда веруем во Христа умершего и воскресшего, и крестимся, — умерщвляется и грех наш. Когда умерщвляется грех, то умерщвляется и смерть наша, ибо смерть от греха бывает.
Следовательно, когда грех умерщвлен, то умерщвлена и смерть, а когда умерщвляется смерть, то мы восстаем от мертвых, а когда восстаем от мертвых, то вновь жить начинаем. Итак, Крещение наше есть духовное наше восстание и воскресение. Ибо Крещение наше умертвило нас для греха и оживило для Бога, и так обновило, возродило и «новою тварью» нас сделало, по учению апостола: «кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5:17). Посему Крещение святое апостол называет банею возрождения: «спас нас Бог банею возрождения» (Тит. 3:5). Называется баней, ибо этой спасительной баней омывается человек крещаемый от скверн греховных; возрождения — ибо вновь начинает жить умерщвленный грехом, оживляется благодатью Святого Духа и, умирая для греха, начинает жить для Бога. Посему Крещение святое есть новое, духовное, святое, второе рождение, или возрождение, ибо в нем вновь рождаемся, духовно рождаемся, обновляемся «обновлением Духа Святого» (Тит. 3:5); второй раз рождаемся, или перерождаемся к новому, лучшему, благочестивому, святому и небесному житию. Потому при Крещении бывает отрицание сатаны и всех дел его злых, и обещаемся служить Богу. Для этого внимать должны мы, христиане, сему новому рождению и, ветхого отрекшись, сему следовать.
1) Апостол говорит: «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» (Рим. 6:2). Умереть для греха — значит не слушать его и не делать, что он хочет. «Что значит быть мертвым для греха? То, чтобы ни в чем не слушать его в дальнейшем», — говорит святой Иоанн Златоуст на это слово апостольское (Беседа 10 на Послание к Римлянам). Ибо как мертвый не слушает и не делает ничего, что ему ни говоришь и ни повелеваешь, так и христианам, как умершим для греха, не должно его ни в чем слушать, к чему он ни прельщает. И сие-то значит «попечения о плоти не превращать в похоти» (Рим. 13:14); «похоти плотские не совершать, плоть распинать со страстями и похотями» (Галл. 5:16, 24), и прочее.
А отсюда видим, что и жить для греха не что иное значит, как делать то, чего он хочет, и повеление его слушать и исполнять. Например, грех склоняет и убеждает человека или к блуду, или к гневу и злобе, или к хищению, или другому какому злодеянию. Когда человек делает так, то и слушает его, живет для него, и как раб повинуется и служит ему, по учению Христову: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34).
Из этого следует, что тот, кто живет для греха, жить для Бога не может. Ибо жить для Бога или для греха — это значит слушать Бога или грех, как сказано. А поскольку Бог и грех противное повелевают, то и не слушает тот Бога, кто слушает греха, следовательно, и не живет тот Богу, кто живет греху. Так всякий грешник, прихоти греховные исполняющий, мертв перед очами Божиими, ибо не слушает Слова Божия, как мертвец, телом умерший, не слушает голоса человеческого. Хотя и живет телом, но духом мертв. Ибо не напрасно сказано: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых» (Еф.5:14). Ибо не к мертвецу, телом умершему, бездушному трупу, но к грешнику, во гробе греховном лежащему, говорится: «Воскресни из мертвых». О, сколько живых мертвецов пред Богом имеется, это апостольское слово учит нас. Ибо живые мертвецы — все те, которые истинного покаяния не приносят, но по своим прихотям живут. Потому христианам, которые в Крещении умерли для греха и Христу погребенному и воскресшему спогреблись и совосстали, помнить должно об этом, и уже не для греха, но для Бога жить, чтобы, живя для греха, для Бога и пред Богом не быть мертвыми и вовеки в смерти не пребыть, но наоборот, умерев для греха и живя для Бога, и здесь пред Ним живыми быть и вовеки с ним жить сподобиться. «Умертвило нас Крещение для греха, — говорит святой Иоанн Златоуст, — в дальнейшем должно нашим усердием подвизаться в этом всегда, так что, если и бесчисленное повелит, уже не слушать его, но пребывать недвижимым, как мертвец» (Беседа 10 на Послание к Римлянам).
Итак, христианин, по причине силы Крещения, должен быть и мертв, и жив: мертв для греха и дьявола, изобретателя греха, жив же для Бога. Посему для христиан спящих и во гробе греховном лежащих есть время восстать и воскреснуть из мертвых, да и в последний день воскреснут в вечную жизнь. «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
2) Духовное и новое рождение, в котором христианин родился водою и Духом, требует от него духовных плодов. Ибо как плотское, так и духовное рождение имеет плоды, им свойственные. Человек естественный, или внешний, когда живет, не праздным пребывает, но проявляет признаки своей жизни, например, чувствует, видит, слышит, говорит, ходит, делает, ест, пьет, и прочее. Так и новому человеку внутреннему, если он живет в нас, должно проявлять признаки жизни своей, которые новому духовному рождению и новой духовной жизни приличествуют.
Признаки и действия внутреннего, духовно живущего, или нового человека следующие: истинное благочестие и страх Божий, любовь к Богу и ближнему, и отсюда богоугодные дела, которые он делает без всякого лицемерия.
Ибо как признаки мертвого, ветхого, или духовно умершего человека следующие: нераскаянное житие и мертвые дела, грехи и беззакония, дела, слова и помышления, Слову Божиему противные, так как такой человек не для Бога, но для греха живет, как выше сказано, — так признаки и действия нового, возрожденного и духовно живущего человека, который для Бога живет, — это истинные христианские добродетели, которые показывают внутреннего и нового человека, как доброе дерево показывают добрые плоды.
И как признаки живого человека — это действия его естественные, слова, дела и прочее, ибо не может живой человек без действий быть, так признаки духовно живущего человека — это богоугодные действия его, дела, слова и помышления. Иначе не был бы он живой, но был бы мертвый, и было бы рождение не истинное, но мечтательное, без плодов, ему приличных.
Посему как в книге Деяний апостольских, так и в церковной Истории, читаем и видим, что истинно обратившиеся к Богу и верою и Духом вновь возродившиеся люди все иное по сравнению с тем, что было до обращения, в себе являли: иные у них помыслы, начинания, дела и заботы появлялись, по сравнению с тем, когда они невозрожденными были. Какое усердие, желание и жажда к слышанию Слова Божиего, к славословию и хвале Божиего имени! Какой был страх Божий, любовь к Богу и ближнему! Какое братолюбие, смирение, кротость, терпение, милосердие к страждущим, щедрое подаяние убогим, милость к бедствующим и требующим милости! Какое попечение о спасении друг друга! Как друг друга они поощряли к подвигу в благочестии и проч.! И тем показывали, что они были истинные христиане, истинные чада света, истинные сыны Небесного Отца, от Которого родились водою и Духом, ибо Ему добрыми нравами сообразовывались, истинные овцы Христовы, ибо слушали гласа Пастыря своего.
Дивимся мы, христианин, такому богоугодному житию древних христиан, дивимся. Но еще должно болезновать и плакать, что ныне того не видно, но вместо того «по причине умножения беззакония, во многих охладела любовь» (Мф. 24:12). Посему должны мы, христианин, осмотреться: пребываем ли мы в новом рождении, которое по плодам своим познается; имеем ли духовную жизнь, которая по действиям своим духовных заметна; живет ли в нас новый, внутренний и духовный человек, который через страх Божий, любовь и прочие христианские добродетели себя проявляет. Ибо всякая живая вещь живость свою действиями своими показывает.
Итак, непременно и живому новому и внутреннему человеку, если он живет в нас, должно себя через действия и плоды свои проявлять.
3) В духовном этом и новом рождении христиане рождаются от Бога, как апостол говорит о них: «ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1:13). Следовательно, они — чада Божии, и потому нравами и свойствами должны уподобляться Отцу своему Небесному. Ибо как сын по плоти изображает в себе свойства своего отца, так и сынам Божиим должно изображать в себе свойства и нравы Отца своего Небесного, как говорит Христос: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:6). Потому и апостол учит и увещевает христиан: «Подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5:1). В чем подражать? Не мир созидать и прочие сверхъестественные дела творить, ибо это дело единой всемогущей силы Его. Но в чем? «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд», — говорит Христос (Лк. 6:36); и еще: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44 – 45). И Сам Бог говорит христианам, чадам Своим: «Будьте святы, потому что Я Свят» (1 Петр. 1:16; Лев. 11:44; 19:2). И апостол святой написал: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32), — и подражать в прочих Божественных Его свойствах. Ибо в христианах, как чадах Божиих, должно быть начало образа Божия, которым должны уподобляться Отцу своему Небесному.
Из вышеописанного видишь, христианин, каких плодов от христианина требует новое его рождение, или святое Крещение. Посему всякому христианину необходимо осматриваться: пребывает ли он в новом духовном рождении (рождение же это по плодам своим познается, как выше сказано); не в ветхом ли более и плотском только пребывает, плоды которого — страсти и похоти плотские и грехи; не «царствует» ли над ним «грех, чтобы повиноваться ему в похотях его» (Рим. 6:12); не превращает ли попечения о плоти в похоти (см. Рим. 13:14), и так не пребывает ли духовно мертв для Бога. Ибо не имя христианское и исповедание веры делает христианина истинным христианином, но вера живая. Веру же живую показывают плоды ее — добрые дела, как апостол говорит: «покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак. 2:18). И «всякое дерево познается по плоду своему» (Лк. 6:44). «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7:18). Так и христианин, когда веру живую имеет и так в новом рождении пребывает, не может приносить злых плодов, как дерево доброе. Ибо «всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Ин. 3:9) (это понимается о грехе, который совершается по произволению и против совести). Но как дерево доброе плоды добрые, так он добрые дела живущей в нем благодатью Божией творит. Посему нужно всякому испытывать себя: имеет ли веру, и находится ли в спасительном новом рождении. Нужно, говорю, пока время не ушло и он на пути мира сего обретается, где спасение вечное или приобретается, или погубляется. Ибо не приносящим доброго плода суд Божий, посекающий, как секира, возвещается. «Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10).