На главную

СВЯТООТЕЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

СБОРНИКИ:

1. Благодать Божия
  • Благодать Божия - основа духовной жизни.Читать.
  • 2. О вере и познании Божием
  • О слепоте человеческой и духовном просвещении.Читать.
  • О вере.Читать.
  • О чтении и слушании слова Божиего.Читать.
  • О познании Божием.Читать.
  • О христианской должности к Богу:
  • - О должном послушании Богу.Читать.
    - О прославлении имени Божия.Читать.
    - О жертве христианской.Читать.
    - О подражании Богу.Читать.
    - О печали ради Бога.Читать.
    3. Создание человека и грехопадение
  • С какой целью Бог создал человека.Читать.
  • Грехопадение.Читать.
  • Состояние грешника.Читать.
  • О познании собственных грехов.Читать.
  • О сердце человеческом.Читать.
  • О немощах и болезнях души.Читать.
  • О некоторых грехах особенно:
  • - О совести.Читать.
    - О необходимости обличения.Читать.
    - О гордости.Читать.
    - О зависти.Читать.
    - О гневе и злобе.Читать.
    - О клевете и осуждении.Читать.
    4. О покаянии и духовном пробуждении.
  • О презрении мира, смерти, суде, муке вечной и жизни вечной:
  • - О муке вечной и о жизни вечной.Читать.
    - О смерти.Читать.
    - О муке вечной и суде Божием. Читать.
    - О вечной жизни.Читать.
    - О презрении мира.Читать.
    - Дивный старец.Читать.
    - Очерк просветленного благодатию внутреннего состояния.Читать.
  • Как Бог призывает грешника на покаяние.Читать.
  • Что есть покаяние.Читать.
  • 5. Спасение во Христе.
  • О Евангельской спасающей вере.Читать.
  • О искуплении.Читать.
  • Как Господь Иисус Христос грешника призывает.Читать.
  • Как Христиане должны принимать Христа.Читать.
  • Всякому ли греху отпущение бывает.Читать.
  • Богомысленное размышление о пресвятых страданиях Господа нашего Иисуса Христа.Читать.
  • Исповедание и благодарение Христу.Читать.
  • О Христианской должности ко Христу Сыну Божиему:
  • - О любви ко Христу.Читать.
    - О почитании страстей Христовых.Читать.
    - О том, чтобы последовать Христу.Читать.
    - Страдания Христовы должны христианина подвигнуть к убеганию от греха.Читать.
  • О спасении в церкви:
  • - Об усыновлении нашем Богу.Читать.
    - О святом Крещении.Читать.
    - О святой Церкви.Читать.
    - О Литургии.Читать.
    - О причащении.Читать.
    - О почитании Божией Матери.Читать.
    6. О духовном возрождении.
  • О плодах покаяния.Читать.
  • О том, что каждый христианин должен показывать плоды веры и нового рождения.Читать.
  • Христианин, верою во Христа оправданный, должен являть плоды правды, как дерево доброе приносит добрые плоды.Читать.
  • О борьбе со страстями:
  • - О памяти Божией.Читать.
    - Страсти как помеха духу возгореться любовию к Богу. Они должны быть изгнаны.Читать.
    - Позволительный гнев.Читать.
    - Разные степени развития страсти: страстные мысли, чувства, желания и действия. Борьба с ними.Читать.
    - Значение молитвы в деле борьбы со страстными помыслами. Примеры.Читать.
    - Выдержки из преподобных Исихия и Пимена о борьбе со страстями.Читать.
  • О духовной жизни:
  • - Никогда не доверять себе.Читать.
    - О надежде на единого Бога.Читать.
    - О духовном руководителе.Читать.
    - Упражнения, способствующие к образованию душевных сил по духу христианской жизни.Читать.
    - О уединении.Читать.
    - О молитве.Читать.
    - Молитвенное правило.Читать.
    - О молитве самим слогаемой. О Иисусовой молитве. О успехе в молитве.Читать.
    - О сердечной теплоте и сухости сердца.Читать.
  • О христианских добродетелях:
  • - О благородстве, достоинстве и красоте души человеческой.Читать.
    - О страхе Божием.Читать.
    - О смирении.Читать.
    - Об узком пути.Читать.
    - О благодарении Богу.Читать.
    - О любви к Богу.Читать.
    - О терпении.Читать.
    - О надежде.Читать.
    - О любви.Читать.
    - О любви к ближнему.Читать.
    - О милости к ближнему.Читать.
    - О прощении согрешений ближнему.Читать.
    - О любви к врагам.Читать.
    - О постоянстве и конечном пребывании в вере.Читать.
    7. О торжестве и славе вечной избранных Божиих.
  • О воскресении христиан.Читать.
  • О втором пришествии Христовом.Читать.
  • О жизни будущего века.Читать.
  • О том, что каждый христианин должен показывать плоды веры и нового рождения

     

    «Погреблись с Ним (Хрис­том) Крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жиз­ни», и прочее (Рим. 6:4 и след.).

    Чтобы тебе, христианин, лучше по­знать, что есть новое рождение прежде всего предлагаю тебе рассуждение о смерти троякой.

    Смерть трояка: телесная, духовная и вечная.

    Телесная смерть — это разлучение души от тела. Сия смерть общая для всех праведных и греш­ных, и никому ее не миновать, как видим. Об этой смерти говорит Божие Слово: «Человекам положено однажды умереть» (Евр. 9:27).

    Вторая смерть — вечная, та, которой грешники осужденные вечно умирать будут, но ни­когда не смогут умереть, пожелают обратиться в ничто по причине лютого и нестерпимого мучения, но не могут. Об этой смерти говорит Христос: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21:8).

    Третья смерть есть — духовная, которой мертвы все, не верующие во Христа, истинную Жизнь и Источник жизни. Так же христиане, исповедующие Бога и Христа, Сына Божиего, но беззаконно живущие, сею смертью мертвы.

    Что для тела человеческого душа, то для души Божия благодать. Посему как тело мертво, ког­да души в нем нет, так и душа мертва, если не имеет Божией благодати, оживляющей ее. Ибо как мертвый человек, хотя и имеет ноги, уши, глаза, руки, язык и прочие члены, однако ими не действует, ибо не имеет души, которая есть начало всех действий естественных, так и духовно мертвый, то есть во грехах живущий и похотям плотским служащий, безразличен к ду­ховным делам, к Слову Божиему глух; имеет уши, но не слышит; Бога не боится, не почита­ет, не слушает Слова Его, не любит Его и ближ­него своего; сердцем или злое, или суетное только замышляет, и весь безразличен к делу Божиему; лежит во грехах мертвый, как труп без­душный во гробе. Отсюда бывает, что в таком мертвеце Слово Божие совершенно не действу­ет, и как в земле иссохшей, никакого плода не приносит, хотя и сеется небесное то семя.

    Тот, кто во тьме, удаляется от света; тот, кто отлучается от жизни, пребывает в смерти; та ветвь, которая отторгнется от лозы, засыхает. Христос есть «Свет, Жизнь и Лоза истинная» (Ин. 8:12; 12:46; 11:25; 14:6; 15:1, 5). Следовательно, пребывают во тьме и смерти те, которые от Него отлучаются, и те засохшие ветви, которые от той живой Лозы отторглись. «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет», — гово­рит Христос (Ин. 15:6). Засохшая ветвь мертва, ибо сока, которым оживляется, не имеет и по­тому плода никакого не приносит. Так мертв человек, который от Христа, истинной Жизни, отлучается, и потому плода богоугодного при­носить не может, как опять говорит Христос: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Отлучается же от Христа всякий законопре­ступник и к похотям мира сего прилепляющий­ся. «Ибо какое общение праведности с беззакони­ем? Что общего у света с тьмою» (2 Кор. 6:14)? Ибо как верою прилепляется человек ко Хрис­ту — истинной Лозе — и от Него сок благодати, живость духовную к плодотворению принимает, и так живет духовно, так когда веру живую погубляет, отсекается от благословенной Лозы той, и, как ветвь иссохшая, бывает мертв и пло­да приносить не может. Такой мертвец телом живет, но душою умер, как о вдовице сластолюбивой говорит апостол: «заживо умерла» (1 Тим. 5:6). Такого мертвеца Бо­жия благодать как через внешнее Божие Слово, так и внутри, в совести вопия, ударяет: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14). Эта смерть тем бедственна, что ведет к еще более бедственной вечной смер­ти, поглощенный которой человек вовеки не увидит жизни. «Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36).

     

                              Но как смерть, так и жизнь трояка.

    Первая — телесная, когда душа вместе с телом пребыва­ет. Сия жизнь так же, как и смерть телесная, общая для всех праведных и грешных.

    Вторая жизнь — духовная, которую соделовает Божия благодать, живущая в человеке. Как грех оск­верняет человека и от Святого Бога отлучает (см. Ис. 59:2), и так умерщвляет, так вера и Бо­жия благодать очищает человека, с Богом со­единяет и оживляет. Ибо как вещи, к свету, на­пример, к солнцу или светильнику приблизив­шиеся, принимают в себя свет и освещаются, так душа, верою к Богу приблизившаяся, при­нимает от Него свет и жизнь, и так просвеща­ется и оживляется от присносущного Света и Жизни.

    Третья жизнь есть жизнь вечная, преддве­рие к которой есть вышеописанная духовная жизнь. Ибо никто не войдет в вечную жизнь, если от мертвых дел не воскреснет ныне. Ибо «вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий не­правду» (Откр. 22:15). Итак, человеку надобно непременно снача­ла здесь восстать, верою Христовою оживить­ся, и так отворится ему дверь к вечной жизни. «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом» (Откр. 20:6). «Имеющий Сына Божия име­ет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Ин. 5:12).

     Как в плотском рождении духовно мертвыми рождаемся все, ибо в беззакониях зачинаемся и во грехах рождаемся (Пс. 50:7), так в духовном рождении, или Крещении, которое бывает водою и Духом, из мертвых духовно вос­стаем. Ибо Крещением сообразуемся смерти и Воскресению Христову. Ибо как Христос умер за грехи наши, и восстал плотью, так мы в Кре­щении умираем греху, которым духовно умер­щвлены были, и восстаем духовно, и начинаем жить Богу. Умер Христос — умертвился и грех наш. Погребен Христос — погребен и грех наш. Восстал Христос из мертвых — умертвилась и смерть наша, как поет Церковь в день святой Пасхи: «Смерти празднуем умерщвление» (Песнь 7); и подано нам ныне восстание духов­ное от смерти греховной, которое верою в вос­кресшего Христа и Крещением бывает, в пос­ледний день — телесное и всесовершенное все­го состава нашего обновление. Тогда сбудется слово написанное: «Поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (1 Кор. 15:54 – 55; Ос. 13:14). Итак, когда веруем во Христа умершего и воскресшего, и крестимся, — умерщвляется и грех наш. Когда умерщвляется грех, то умерщ­вляется и смерть наша, ибо смерть от греха бы­вает.

     Следовательно, когда грех умерщвлен, то умерщвлена и смерть, а когда умерщвляется смерть, то мы восстаем от мертвых, а когда вос­стаем от мертвых, то вновь жить начинаем. Итак, Крещение наше есть духовное наше восстание и воскресение. Ибо Крещение наше умертвило нас для греха и оживило для Бога, и так обновило, возродило и «новою тварью» нас сделало, по учению апостола: «кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5:17). Посему Креще­ние святое апостол называет банею возрожде­ния: «спас нас Бог банею возрождения» (Тит. 3:5). Называется баней, ибо этой спасительной ба­ней омывается человек крещаемый от скверн греховных; возрождения — ибо вновь начина­ет жить умерщвленный грехом, оживляется благодатью Святого Духа и, умирая для греха, начинает жить для Бога. Посему Крещение святое есть новое, духов­ное, святое, второе рождение, или возрождение, ибо в нем вновь рождаемся, духовно рождаем­ся, обновляемся «обновлением Духа Святого» (Тит. 3:5); второй раз рождаемся, или перерождаем­ся к новому, лучшему, благочестивому, святому и небесному житию. Потому при Крещении бывает отрицание сатаны и всех дел его злых, и обещаемся служить Богу. Для этого внимать должны мы, христиане, сему новому рождению и, ветхого отрекшись, сему следовать.

    1) Апостол говорит: «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» (Рим. 6:2). Умереть для греха — значит не слушать его и не делать, что он хочет. «Что значит быть мертвым для греха? То, чтобы ни в чем не слушать его в дальней­шем», — говорит святой Иоанн Златоуст на это слово апостольское (Беседа 10 на Послание к Римлянам). Ибо как мертвый не слушает и не делает ничего, что ему ни говоришь и ни пове­леваешь, так и христианам, как умершим для греха, не должно его ни в чем слушать, к чему он ни прельщает. И сие-то значит «попечения о плоти не превращать в похоти» (Рим. 13:14); «похо­ти плотские не совершать, плоть распинать со страстями и похотями» (Галл. 5:16, 24), и прочее.

    А отсюда видим, что и жить для греха не что иное значит, как делать то, чего он хочет, и по­веление его слушать и исполнять. Например, грех склоняет и убеждает человека или к блуду, или к гневу и злобе, или к хищению, или дру­гому какому злодеянию. Когда человек делает так, то и слушает его, живет для него, и как раб повинуется и служит ему, по учению Христову: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34).

    Из этого следует, что тот, кто живет для греха, жить для Бога не может. Ибо жить для Бога или для греха — это значит слушать Бога или грех, как сказано. А поскольку Бог и грех противное повелевают, то и не слушает тот Бога, кто слу­шает греха, следовательно, и не живет тот Богу, кто живет греху. Так всякий грешник, прихоти греховные исполняющий, мертв перед очами Божиими, ибо не слушает Слова Божия, как мертвец, те­лом умерший, не слушает голоса человеческо­го. Хотя и живет телом, но духом мертв. Ибо не напрасно сказано: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых» (Еф.5:14). Ибо не к мертвецу, телом умершему, бездушному трупу, но к грешнику, во гробе греховном лежащему, говорится: «Воскресни из мертвых». О, сколько живых мертвецов пред Богом имеется, это апостольское слово учит нас. Ибо живые мертвецы — все те, кото­рые истинного покаяния не приносят, но по своим прихотям живут. Потому христианам, которые в Крещении умерли для греха и Христу погребенному и вос­кресшему спогреблись и совосстали, помнить должно об этом, и уже не для греха, но для Бога жить, чтобы, живя для греха, для Бога и пред Богом не быть мертвыми и вовеки в смерти не пребыть, но наоборот, умерев для греха и живя для Бога, и здесь пред Ним живыми быть и во­веки с ним жить сподобиться. «Умертвило нас Крещение для греха, — говорит святой Иоанн Златоуст, — в дальнейшем должно нашим усер­дием подвизаться в этом всегда, так что, если и бесчисленное повелит, уже не слушать его, но пребывать недвижимым, как мертвец» (Беседа 10 на Послание к Римлянам).

    Итак, христианин, по причине силы Кре­щения, должен быть и мертв, и жив: мертв для греха и дьявола, изобретателя греха, жив же для Бога. Посему для христиан спящих и во гробе греховном лежащих есть время восстать и вос­креснуть из мертвых, да и в последний день вос­креснут в вечную жизнь. «Встань, спящий, и вос­кресни из мертвых, и осветит тебя Христос».

    2) Духовное и новое рождение, в котором христианин родился водою и Духом, требует от него духовных плодов. Ибо как плотское, так и духовное рождение имеет плоды, им свойствен­ные. Человек естественный, или внешний, ког­да живет, не праздным пребывает, но проявляет признаки своей жизни, например, чувствует, видит, слышит, говорит, ходит, делает, ест, пьет, и прочее. Так и новому человеку внутреннему, если он живет в нас, должно проявлять призна­ки жизни своей, которые новому духовному рождению и новой духовной жизни приличе­ствуют.

    Признаки и действия внутреннего, духов­но живущего, или нового человека следующие: истинное благочестие и страх Божий, любовь к Богу и ближнему, и отсюда богоугодные дела, которые он делает без всякого лицемерия.

    Ибо как признаки мертвого, ветхого, или духовно умершего человека следующие: нераскаянное житие и мертвые дела, грехи и беззакония, дела, слова и помышления, Слову Божиему против­ные, так как такой человек не для Бога, но для греха живет, как выше сказано, — так призна­ки и действия нового, возрожденного и духов­но живущего человека, который для Бога жи­вет, — это истинные христианские добродетели, которые показывают внутреннего и нового че­ловека, как доброе дерево показывают добрые плоды.

    И как признаки живого человека — это действия его естественные, слова, дела и про­чее, ибо не может живой человек без действий быть, так признаки духовно живущего челове­ка — это богоугодные действия его, дела, слова и помышления. Иначе не был бы он живой, но был бы мертвый, и было бы рождение не истинное, но мечтательное, без плодов, ему при­личных.

     Посему как в книге Деяний апостольских, так и в церковной Истории, читаем и видим, что истинно обратившиеся к Богу и верою и Духом вновь возродившиеся люди все иное по сравнению с тем, что было до обращения, в себе являли: иные у них помыслы, начинания, дела и заботы появлялись, по сравнению с тем, ког­да они невозрожденными были. Какое усер­дие, желание и жажда к слышанию Слова Божиего, к славословию и хвале Божиего имени! Какой был страх Божий, любовь к Богу и ближ­нему! Какое братолюбие, смирение, кротость, терпение, милосердие к страждущим, щедрое подаяние убогим, милость к бедствующим и требующим милости! Какое попечение о спа­сении друг друга! Как друг друга они поощряли к подвигу в благочестии и проч.! И тем показы­вали, что они были истинные христиане, истин­ные чада света, истинные сыны Небесного Отца, от Которого родились водою и Духом, ибо Ему добрыми нравами сообразовывались, истинные овцы Христовы, ибо слушали гласа Пастыря своего.

    Дивимся мы, христианин, такому богоугод­ному житию древних христиан, дивимся. Но еще должно болезновать и плакать, что ныне того не видно, но вместо того «по причине умножения без­закония, во многих охладела любовь» (Мф. 24:12). Посему должны мы, христианин, осмотреться: пребываем ли мы в новом рождении, которое по плодам своим познается; имеем ли духовную жизнь, которая по действиям своим духовных заметна; живет ли в нас новый, внутренний и духовный человек, который через страх Божий, любовь и прочие христианские добродетели себя проявляет. Ибо всякая живая вещь живость свою действиями своими показывает.

    Итак, непре­менно и живому новому и внутреннему челове­ку, если он живет в нас, должно себя через дей­ствия и плоды свои проявлять.

    3) В духовном этом и новом рождении хри­стиане рождаются от Бога, как апостол гово­рит о них: «ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1:13). Следовательно, они — чада Божии, и потому нравами и свойствами должны уподобляться Отцу своему Небесному. Ибо как сын по плоти изображает в себе свойства своего отца, так и сынам Божиим должно изображать в себе свой­ства и нравы Отца своего Небесного, как гово­рит Христос: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:6). Потому и апостол учит и увещевает христиан: «Подра­жайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5:1). В чем подражать? Не мир созидать и прочие сверхъестественные дела творить, ибо это дело единой всемогущей силы Его. Но в чем? «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд», — говорит Христос (Лк. 6:36); и еще: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает сол­нцу Своему восходить над злыми и добрыми и по­сылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44 – 45). И Сам Бог говорит христианам, ча­дам Своим: «Будьте святы, потому что Я Свят» (1 Петр. 1:16; Лев. 11:44; 19:2). И апостол святой написал: «Будьте друг ко другу добры, сострада­тельны, прощайте друг друга, как и Бог во Хрис­те простил вас» (Еф. 4:32), — и подражать в про­чих Божественных Его свойствах. Ибо в хрис­тианах, как чадах Божиих, должно быть начало образа Божия, которым должны уподобляться Отцу своему Небесному.

     Из вышеописанного видишь, хрис­тианин, каких плодов от христианина требует новое его рождение, или святое Крещение. Посему всякому христианину необходимо ос­матриваться: пребывает ли он в новом духов­ном рождении (рождение же это по плодам сво­им познается, как выше сказано); не в ветхом ли более и плотском только пребывает, плоды которого — страсти и похоти плотские и грехи; не «царствует» ли над ним «грех, чтобы повиноваться ему в похотях его» (Рим. 6:12); не превра­щает ли попечения о плоти в похоти (см. Рим. 13:14), и так не пребывает ли духовно мертв для Бога. Ибо не имя христианское и исповедание веры делает христианина истинным христиани­ном, но вера живая. Веру же живую показыва­ют плоды ее — добрые дела, как апостол гово­рит: «покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак. 2:18). И «всякое дерево познается по плоду своему» (Лк. 6:44). «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7:18). Так и христианин, когда веру живую имеет и так в новом рождении пребывает, не может при­носить злых плодов, как дерево доброе. Ибо «вся­кий, рожденный от Бога, не делает греха, пото­му что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Ин. 3:9) (это понимается о грехе, который совершается по произволению и против совести). Но как де­рево доброе плоды добрые, так он добрые дела живущей в нем благодатью Божией творит. Посему нужно всякому испытывать себя: имеет ли веру, и находится ли в спасительном новом рождении. Нужно, говорю, пока время не ушло и он на пути мира сего обретается, где спасение вечное или приобретается, или погубляется. Ибо не приносящим доброго плода суд Божий, посекающий, как секира, возвещается. «Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10).

     

     

     

     

     

     

     

     

    Использованные при создании странички книги:
    Тихон Задонский:
    Труды, 5 томов.Читать.
    Феофан Затворник:
    Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться.Читать.
    Путь ко спасению.Читать.
    Начертание христианского нравоучения.Читать.
    Никодим Святогорец:
    Невидимая брань.Читать.
    Вениамин Федченков:
    О Богослужении православеной церкви.Читать.
    Библиотеки в интернете
    Pravmisl.ru
    Церковь.ру
    НИ-КА